Живая Школа
На сайте "Живая Школа" вы сможете узнать о новой педагогике, ориентированной на духовное развитие, базирующейся на Знании основных Законов Бытия и законов психической энергии. Можно познакомиться с новой методикой музыкального образования и воспитания (развитие музыкальности, музыкального мышления, музыкально-исполнительского мастерства...), основанной на принципе развития сознания и воспитания духовных потребностей личности.

II. Наше мастерство

«Смычок-умелец»

Руки пока неумелые! Но Яна не унывает… Прикладываем скрипочку к плечу. Скрипка у самого сердца. Извлекаем звук: «ми» - первая, самая тонкая струна, теперь «ля» - вторая, «ре» - третья, «соль» - четвертая… Какого цвета эти звуки? – Яна: Они кажутся мне принцессами. Ми… Принцесса «Розовая»… Ля – Оранжевая, Ре – Зелёная, Соль – Синяя…

 

Возьми смычок… Легко… Нужно волосом смычка почувствовать струну – точно и тонко… Извлекаем самый тихий и нежный звук… ми, ля, ре, соль… звуки «короткие»… А теперь возьми звук долгий… Чистый, тонкий, как серебряная нить, как волшебный пояс Царицы… Учимся управлять смычком… Он должен быть послушным… Надо научить смычок соединять плавно струны, звуки…

 

***

Смычок – верный Рыцарь Прекрасной Царицы Музыки. Скрипач, словно чародей, касается волшебной палочкой струн, и… мы слышим голос незримой Царицы…

Но всякий ли звук – голос Царицы? Старание и бережность – вот друзья, которые помогают начинающему скрипачу находить звуки голоса Царицы…

Вот легкие и гибкие пальцы охватили трость смычка… Взмах – и смычок – как дивная птица на гладь озера, - опускается на струну… Легко движется рука вниз, затем вверх… Скрипач через волос смычка ощущает живое биение пульса своей скрипочки: вибрирует, дышит струна, колеблющаяся под смычком…

Поет скрипка? Звук чистый. В сердце радость – незримая Царица рядом… Поет скрипка… Плавно переходят звуки один в другой, рождается мелодия… Смычок – чудесная волшебная палочка, – может рождать звуки громкие и тихие, певучие и чеканные, отрывистые… Делая мелодию то песней, то героическим призывом, шествием… А можно – «нарисовать» звуками град серебристый: смычок-волшебник скрывает внутри себя пружинку, и поэтому умеет подпрыгивать, пружинить на струне… А скрипачи на «своем» «скрипичном» языке называют это умение смычка играть по-разному такими словами: «деташе», «легато», «спиккато», «стаккато», «мартле»…

Как художник красками, так скрипач звуками может «нарисовать» любую картину, рассказать любую сказку, любую историю…

 

***

Марина (9 лет): «Я из поезда видела в небе как бы Корону из Звезд, которая таяла в лучах восходящего Солнца. Я сейчас стараюсь записать это как мелодию. Она будет называться «Звёздная Корона»».

Аня (13 лет): «Я когда дома импровизирую, то вслушиваюсь, стараясь выразить что-то определённое… Но когда играю произведение композитора, мне сложнее «переживать» музыку…»

 

***

На уроке камерного ансамбля (шестиклассницы «читают» Сонату И.С. Баха для скрипки и фортепиано):

-       Саша, внимательно слушай музыку (Сонату Баха)

Саша: Чтобы слышать музыку, надо выучить текст…

–     Сколько тебе нужно дней, месяцев…

–     Может, месяц… Тогда я услышу…

–     И целый месяц мы будем «без музыки жить»? Настоящий музыкант слышит, только открыв ноты…

Наташа: А мне так нравится эта соната! Хоть я и не могу ее толком сыграть… Но очень-очень нравится…! Я её как бы внутри себя чувствую.

 

Ступени к мастерству

Что должен уметь музыкант, чтобы называться «мастером»? В совершенстве владеть умениями игры на инструменте? Конечно, но а какую «часть» мастерства должен освоить ученик, чтобы играть для других, чтобы быть «голосом» Музыки? Можно ли называть себя музыкантом, если пока репертуар твой – только несколько простых песен  и пьес в 1-2 строчки?

Может быть, ответить на этот вопрос нам поможет другой вопрос: Какого чтеца мы хотим слушать: того, кто говорит красивым голосом, с выражением, или того, кто читает просто, но всем сердцем переживая то, о чем говорит, будто он сам написал эти слова? …Как научиться играть так, чтобы музыкальная речь проникала в сердце слушателя?

 

***

Антон (7 лет) грустный пришёл на урок – «не получается ничего»…

– Ты выучил песню «На зеленом лугу» (История о волшебной дудке). Ноты, затем звуки складываются в мелодию… Что, не складываются? Проверь себя внимательно, может какая-то нота неверно «расшифрована»? Может ты играешь «фа» вместо «фа ;»? Сыграй на фортепиано, или попроси кого-нибудь из старших товарищей сыграть или спеть тебе мелодию…

Ошибка устранена, мелодия сложена. Ты можешь ее спеть?…

Нравится? Что хорошее видится тебе, когда звучит эта мелодия?

Итак, смотрим… «На зеленом лугу»… Волшебную дудку нашел мальчик-пастушок… Дудку, несущую радость: всякая сыгранная на ней мелодия делает хоть одного человека счастливым, рассеивает печаль у каждого, кто ее слышит…

Этот малыш, нашедший чудесный инструмент – ты… Спой об этом голосом твоей скрипки…

Что-то «не совсем то», что хотелось бы слышать, выходит из-под смычка? Что-то поскрипывает, звук не льется?

А если расслабить правую руку… смычком «почувствовать» струну, бережно, но уверенно повести смычок, ощущая вибрацию струны…

«Ре» звучит неплохо… А слышишь ли ты «магнит», спрятанный в звуке «фа», слышишь ли как тянет он к себе «ре» и «ми»? Устремились… И вот словно крылом взмахнула птица «радости» «ми - ля»… Чувствуешь ли ее касание? Задержись, не спеши, смычок, пусть «ля» звенит, проникая в самое сердце слушателя… Радость, радость… Истинно, волшебная дудка! Нет, волшебная Скрипка!

 

 «Как Таня бабушке играла»

     Позвала однажды бабушка: «Таня, поиграй мне!»

-       Ай, бабушка… Я уже забыла все…

-      Ну что-нибудь, Танечка. Что ты на экзамене вступительном играла?

-      «Цветок» Бетховена… Белорусскую… Но скрипка все равно не настроена… Не получится…

-      А ты попробуй, я так давно не слышала скрипку твою.

-      Ну ладно. Попробую…

Таня открыла футляр… Ой, скрипочка… Струны спущены… Дай-ка я натяну… Послушала «ля»… Кажется, так. Похоже… Вспомнила, как ей на уроке девочки сказали: «Между каждыми двумя струнами – квинта чистая. Это как песня «Купалинка» начинается…» Попробовала, напевая тихо песню, подстроить «ми», затем «ре» и «соль». Получилось! Взяла смычок. Натянула. Провела канифолью…

Внезапно Тане показалось, что она на сцене… Люди вокруг… Слушать хотят… Вспомнилось как учили: Помолчи и мысленно услышь, как красиво заиграешь сейчас – подаришь красивую мелодию людям… Они пришли на концерт, потому что хотят красоты и ждут ее от скрипкиного пения…

Нахлынула теплая волна… Захотелось играть… Захотелось услышать голос скрипкин. «Цветок» вдруг вспомнился: услышалась мелодия целиком и даже ноты встали перед глазами… И рука привычно поставила смычок вверху: вспомнила «вдох»-затакт…

Таня заиграла… В первой фразе поразилась непривычности звучания… Захотелось петь и голосом… Стала тихо подпевать… Короткая пьеса… быстро закончилась… Почти без паузы Таня заиграла Белорусскую, затем «Заиньку», еще, еще песенки… Самые простые фразы стала украшать, импровизируя то ритм, то мелодию…

Закончила… Вздохнула… Показалось, что слышит много-много радостных благодарных голосов… Слушателям понравилось!

- Молодец, Танюша! – Бабушка, внимательно слушавшая, подошла и обняла внучку. – Какая ты у нас умница! Играй мне почаще!

 

«Секреты»

-       Кто быстро играет?

-       Тот, кто быстро думает.

-       Кто быстро ходит?

-       Тот, кто сразу ясно видит цель.

-       Кто летает?

-       Тот, кто не боится высоты…

 

Аня со скрипкой… 10 раз повторяет «трудное» место… А лучше не становится… Учитель показывает, как может звучать это место… Аня недослушав пробует раз, другой… Не те приёмы, не получается. Фраса смотрит внимательно, и тихонько рукой без смычка «в воздухе» водит… Взяла скрипку… сыграла…

Молодец, Фраса. Сама открыла главный секрет: уметь играть на скрипке «в уме»… Уметь видеть, слышать «внутри себя»… Так каждый, кто умеет думать, представлять и сосредоточиваться, скорее проходит все пути…Увидел вершину, зажглось радостью сердце… И – взлетел…

 

«Говорим вместе»

Марина и Наташа работают самостоятельно, в дуэте, над новым произведением… (И.С. Бах «Песня»).

Вначале дети старались сыграть так, чтобы стало «чисто» и «вместе»… Затем приступили к совершенствованию музыкального «произношения» (штрихов)…

- Но о чём, дорогие, вы хотите сказать: тихо или громко, связно или раздельно?

Наташа: «Это человек идет на просторы, выходит на просторы, славит просторы, зовет за собой… Свобода, радость.»

-      Тогда почему вы играете в таком темпе, это «говорит» совсем о другом («марш цыплят»…)  –  Дети смеются…

Наташа, обращаясь к Марине: «Давай попробуем медленнее, певуче, в то же время подчеркнуто…» (играют ещё раз)

-      Но вы должны вместе «заговорить» душою и мыслить о том, о чем сейчас сказали…

Играют снова, и уже совсем иначе… В музыке появляется благородство, улучшается звучание…

(Теперь можно вникнуть в отдельные интонации – важные для общей идеи – в каждой партии).

 

А что такое тональность в музыке?

-      Может это характер? Может душа? (Оля, 10 лет)

-      Чей характер? Чья душа?

-      Душа произведения музыкального. Такой лад, строй звуков, который определенно выражает душу этой музыки?

-      Гамма ля мажор… Гамма соль мажор… Что в них? Какой отзвук рождает в душе ля мажорная тональность?

-      Радость.

-      А соль мажор…?

-      Тоже радость…

-      Но у радости столько оттенков… Радость – ликование, радость – мудрость, радость – сострадание…

-      Слышу! Соль мажор такая сосредоточенная, по сравнению с ля мажором… А ля мажор… Ну это как бы сверкание такое, сияющая вся!

-      А Ре мажор?

-      Это призыв, побуждение к действию, уверенный, настойчивый такой… Может быть, защита кого-то… …Наверно, когда композитор пишет музыку, он сознательно выбирает определенную тональность… Чтобы «сказать» нужное… Да?…

 

«Музыка – мысль звучащая»

Звучит ли мысль?

Наташа: Звучит, мысль о себе – громко и недолго. А мысль о добре, для других – красиво и очень долго, может быть вечно…

 

***

Учитель: Каждая мысль имеет свой особый тон. Этот «тон» мысли и есть сама сущность музыки… И мысль можно «ощущать» как звучание в сердце. Можно выразить словом или музыкой, или живописным образом… И именно те, кто слышат этот «тон» мысли, становятся «открывателями» во всех областях науки, искусства…

Потому обучение музыке – это научение слышанию этих неслышимых токов – «тонов» мысли… Умение сделать их слышимыми… И музыкальное мастерство основано на «уловлении» «интонации». Слышишь, как эта музыка «зовет» вверх?

-      Да… Слышу что-то вроде «Иди вперед, не оглядывайся» (Анна, 12 лет, о пьесе Генделя)

Учитель: В каждой интонации кристаллизуется некий высокий смысл, некое прекрасное звучание души…

А что в этой малой терции?  Может молитвенное обращение к Иконе Святого? Может, это «горы звучат» (как сказала 6-летняя Аня)… Может надежда увидеть далекие страны?… Сколько красивых устремлений! Пусть каждый музыкальный интервал-интонация откроется как «озвученное важное», как «добрая сила»… Ни одного звука – без смысла, каждая интонация – это «слово» и мысль в музыкальном тексте.

 

***

«Да будет свет!» - говорит «Канон» (XVIII век). Аня и Женя говорят эту фразу словами… Находя все более утверждающие оттенки мысли, то тише, то громче, то ласковее, то настойчивее: «Да будет свет»! И снова… Теперь уже звуками музыки – темой «Канона»… «Да будет…»

 

«Врата музыки»

     «Музыка – как двери, как множество дверей… И ты проходишь туда, куда тебе надо» Так сказала Марина (8 лет), – она работает над Концертом Вивальди… 

     Не ноты и звуки, и даже не отдельные интонации занимают внимание исполнителя, но мысль и движение энергии… И не просто «мое личное» переживание и оттенок личного чувства… Но жизненное, вечное, для всех и всегда важное – в поле внимания музыканта…      

 

***

Аня (1 класс) играет «Итальянскую песенку» Чайковского…

«Это полет… Это полет во сне… Вокруг нежность, тепло, люди, чьи сердца излучают ласку… Ласка окутывает тебя, обогревает… И уже твое сердце передает нежность другим… Наполненное силой, огнем, оно отдает людям силу, вселяя энергию… И рассыпаются искры голубого огня… Все утопает в нежности…»

    

***

Анна (она в 5 классе) играет пьесу «Простодушие»Глинки

«Люди, возьмите дар моего сердца: это «жемчужина» - искренность… Смотрите, потоки Солнечного Света не выбирают, на кого излиться: каждому всю любовь, все тепло… Будем и мы – как Солнце! Настоящее простодушие – это щедрость искреннего сердца»

 

Концерт учим

     Анне 6 с половиной. Анна Вивальди играет. 3-ю часть Концерта… Трудно, много, длинно… Но очень-очень красиво… О чем эта повесть, Анна?

     - О том, как человек, а потом 2, 3 человека шли в гору за волшебным камнем…  Каждый может сделать всех людей счастливыми…

     Вот радость – это песня о волшебном камне… Вот они идут, поднимаясь на гору… Вот встречают препятствие. Преодолевают… Снова говорят о чудо-камне… И звучит, звучит тема Концерта… Льется торжественное, призывное «слово»…

     Снова враги мешают, трепещет надежда, крепнет воля… Победа – с нами, ведь с нами справедливость и правда…

     Последний рывок, подъем, перевал… Чудные горы… Сверкающие вершины…

     И ты – чудо-камень…

Камень – спаситель, камень – отрада… Камень – радость…

     Звенит голос скрипки… Бессмертия камень…

 

     Молодец! Рассказала…

     Умница Анна…

 

«Урок тихого звука»

     Малыши – Яна и Фраса – весь урок говорили и играли тихо-тихо… Слушали тишину… и «звук тихий»… Вот исполнение стало более точным, звук более чистым, более «благородным»…

 

***

Яна и Фраса сегодня не хотели «расставаться» с ре минором: играли «Сурка» и «Старинную французскую»… И сами просили: «Можно я еще раз, надо лучше, что-то у меня плохо (!) пока получается!» - А что же ты улучшишь? - «Я более певуче, плавно так сыграю… А еще вибрировать хочу!» (Учитель помогает, слегка качнув кисть ученицы, звук «вибрирует», и лицо 6-летки озаряется улыбкой).

 

«О чем рассказывает музыка»

Фраса играет «Старинную французскую песенку» Чайковского.

-      Какая «история» могла бы быть рассказана этой музыкой?

-      Да, я знаю… Это кошка ищет своих котят… Ищет, ищет… Ищет по дворам, ищет по подвалам… Ей грустно, она не находит…

-      И все?

-      А потом нашла, обрадовалась…

-      Но почему тогда снова возвращается эта минорная тема? Если «нашла», значит, должно все радостно закончиться?! Подумай…

На следующем уроке Фраса: «Кошка ищет, ищет… Потом надежда… Она думает: «Вот сейчас я найду»… Но… не находит»…

 

***

Фраса открывает виртуозные возможности скрипки.

-       «Сыграйте так быстро-быстро»… (учителю)

Звучит гамма-пассаж.

Фраса хлопает в ладоши, смеется, и вдруг, вслушиваясь: «Там вверху такой красивый-красивый звук был!»

Учитель играет в медленном темпе. Мелодия гаммы поднимается вверх. Вот звук ля третьей октавы. Фраса: «вот, вот он» и, приблизив головку к скрипке (ушком) слушает, на лице – благостная улыбка…

Радуется, когда видит, как может «прыгать» смычок, играть аккорды и двойные ноты. Но долго играть учителю не даёт: «Дайте, дайте, я сама!» Сама ищет созвучия (двойные ноты), радостно «взбирается» вверх к подставке…

Ей нравится играть на I (ми). Но вдруг замечает: «а что же мы не играем на «соль-струне», она же обидится!»

 

***

Учитель показывает девочкам, как надо слушать «последний звук» в пьесе, чтобы он «улетал» в самый конец зала и растворялся в тишине… Играют. Вдруг Яна: «А последний звук! Мы же не послушали. Ещё раз… Вот он… полетел…»

 

 

Сердце Музыки

Помолчим мгновение… Послушаем тишину…

Наташа недавно спросила: «Откуда музыка? Композиторы её сочиняют, или слышат то, что создаёт Бог?»

Мудрые люди – люди глубже других познавшие Природу Жизни, Природу Человека, утверждают: Музыка – звуки, ритмы, их гармонические сочетания, – является воплощением мыслей, наполняющих пространство… Какие мысли бывают? Возвышенные и чистые, высокие мысли Великих Сознаний, много превосходящих человеческое… Их мысли – потоки Мудрости, Любви, Нежности и Сострадания… Касание таких «искр», таких мыслей наполняет восторгом и необъяснимым счастьем сердца людей…

Но есть и иные мысли – мысли существ грубых, озлобленных… Черный огонь таких мыслей возбуждает в людях недобрые настроения, низкие побуждения…

Мысль вибрирует. Ты слышишь, как вибрирует твое сердце, когда ты восторжен? Когда ты охвачен нежностью или состраданием? Это вибрация беззвучная – безмолвная… Звук музыкальный делает вибрацию мысли, чувства – слышимой, доступной слуху каждого человека… Иначе говоря, мысль становится «громкой»…

Марина: То есть, какие мысли – такая и музыка??

-      Ну конечно… Давай вслушаемся…

Вот всем известный «Сурок» Бетховена… Какие струны вибрируют в нас, в нашем «Храме Сердце» в унисон с этой мелодией?

-      Сострадание… Готовность помощи…

-      Да… Мысль сострадания воплотилась в этой мелодии… И тональность (эмоциональная окраска) – соответствуют этой мысли сострадания… ля минор.

А вот «знаменитая» мелодия «Собачий вальс»? Какова она? Откликается ли на нее наше сердце? … Послушаем…

-      Нет. В сердце ничего не ощущается. Просто как бы видится, как в цирке дрессированные собачки на задних лапках кружатся…

-      Верно… Сердце «откликается» только на мысль сердца…

В произведениях композиторов, которых люди называют великими, в произведениях, живущих века, запечатлены, воплощены лучшие мысли сердца, мысли Ангельские … Потому, независимо от времени, такая музыка рождает в сердцах вслушивающихся огонь, свет, побуждает к добрым деяниям и возвышенному творчеству…

 

***

Наташа исполнила «Лебедя» композитора Сен-Санса. Затем мы садимся у окна и говорим о том, какие оттенки восхищения слышатся в восходящих фразах пьесы… Пики гор и «Лебедь» на озере, которого не увидеть глазом «обычным»… Лебедь – Космический… или «лебедь – волшебный», являющийся как вестник невидимой и непостижимой Красоты – Правды, которую не постичь, не увидеть человеку на земле без особых усилий души и духа, сердца и разума… Снова звучит музыка… Вдруг Наташа остановилась: «Мне надо записать… Мысль пришла».

-      О чём, Наташа?

-      Надо предложить на встрече в «Орфее» поразмыслить: какая идея пришла К. Сен-Сансу, которая вызвала это произведение? Что он хотел сказать?

(Наташа стала записывать в блокнот…)

 

***

Аня: Я увидела сейчас: что играешь произведение – это как бы «наполняешь» ноты своим чувством, своей мыслью… - Как будто оживляем неживое…

- Да. Но скорее это «расшифровка» мысли автора, «оживление» значков, превращение «пометок» (нот) («нота» - мета) в живое звучание мысли и чувства…