15 апреля – День Культуры
Бюллетень Педагогического сообщества
Выпуск 1
Культура – Синтез высших понятий
Понятие Культура обнимает многие области понимания и осуществления действительности. Потому почти синонимично многим высшим понятиям, обозначающим ценности человеческой жизни. Скажем ли Красота, или Свобода, или Братство, или духовность, или любовь, или самоотверженность – всегда рядом будет понятие Культура как самое синтетичное, вмещающее в себя все лучшие Огни.
Понятия Огонь, Сердце, Дух, Культура – неразрывны. Ничто узкое, ничто ограничивающее, ничто поверхностное не может быть названо культурным. Так же, как всё, что не сопоставимо с культурой, не может являться истинным. Сознание и дух, устремляясь, поднимаются до высот Единого Света, и те Искры Высшего Мира, которые сознание ассимилирует и оформляет, становятся качеством Культуры, светом Культуры. Культура и есть свет духа на земле. Но истинная культура, а не её маски.
Пути культуры – это пути развития сознания. Далека от духовности та внешняя, непросвещенная и неуглубленная знанием религиозность, признающая одного Великого Учителя и отрицающая Единство Великих Учителей в Единой Иерархии Света – не знающая сущности Братства всего человечества, независимо от вероисповедания. Так же, как узкая научность: признающая лишь одну систему взглядов и отрицающая всю широту возможностей познания, заложенных в человеческом сердце и духе, – ещё не наука. Понятие Культура в этих случаях становится маяком, указующим путь расширения и углубления сознания, путь овладения всем комплексом знания о Бытии, о Его Великих Законах и о том, как строить жизнь на земле, в соответствии с гармонически устроенным Мирозданьем. Легко поймут музыканты аллегорию неточного, неверного звука в тональности, ритма дисгармоничного, не соответствующего метру и темпу. Так же выстраивается и симфония жизни. И слух духа должен быть сознательно настроен и утончен, ибо нет более глухого, чем нежелающий слушать и слышать. Ценности культуры – это ценности движения вверх и вперёд. Это ценности сосредоточия огня, сознания и устремлённости. Потому лишь мощная устремлённость в духе и мысли соответствует задачам охранения сокровищ культуры. Огонь поддерживается и усиливается лишь Огнём.
Культура как Эволюционность
О культуре уже много сказано как о том, что надо уберечь от разрушения механической цивилизацией или, точнее, механическим мышлением и равнодушно-потребительской энергетикой человеческого сообщества. И это верно. Ибо то Дыхание Жизни и Вечности, которое все делает живым и прогрессирующим в земном выражении, в земном творчестве проявлено как Культура. Дух, Огонь, претворенный в человеческой мысли, действии, волеизъявлении… – Культура…
Но тогда следует сегодня помыслить о Культуре в Свете Закона Эволюции…
В Свете Культуры на Земле выражается Дыхание Космических Пространств, Бесконечных Пространств Духа. Достижения Культуры – это те огни, которые смогли проявиться на земле в различные эпохи. Огни Космической Жизни, которые смогло вместить земное сознание. Огни многообразны, как бесконечно утончение духовности, и формы соответственные имеют возможность бесконечного разнообразия, изменчивости. Потому так силен призыв к постоянному обновлению «форм жизни», форм культуры, творчества, но главное – форм мышления.
…Современная научная мысль о культуре являет застойность именно потому, что недостаточно осмыслена огненная ее сущность. Только Великие Формулы Мудрости, выраженные как Законы духа, актуальны всегда. Зов духа, выраженный в формуле: «Культура – почитание Огня» – актуален на многие века. Но научная мысль, в основном опирающаяся, пока, увы, не на духовидение, но на очевидность текущей жизни, являет бесконечное пересказывание давно усвоенных формул. Но процессы трансформации неизбежны, как смены дня и ночи. И «каждое мгновение имеет свою пространственную необходимость», – как учил Великий Гаутама Будда. И, возвращаясь к идее Эволюции в понимании задач утверждения ценности культуры, обратим ещё раз внимание на то, что именно Агни-Йога является путем культуры для человечества Новой Эпохи…
«Застылость», «топтание» вокруг всем давно известного – от непринятия духом новых энергий, коими полнится Пространство, новых огней. Эти новые огни – это иные мысли о бытии, иная направленность мышления. Новые огни – это измененное отношение человека к миру, к жизни… Это иные пути действия в направлении тех же, Единых Высших Целей. Прежний человек стоял на земле и «измерял» жизнь землёю. И этика, и нормы нравственности строились для этого поля сознания. Новый человек стоит на земле лишь одной ногою, другая уже сделала шаг в направлении Далеких Неведомых Пространств. Решительно… Бесстрашно… И «измерения» жизни и ее ценностей уже вышли за пределы земли.
Все условное уходит. Новое, иное идёт на смену. Подумаем: ведь явленные разрушения жизни, включая и грубость речи, и отказ от книги, и отворачивание от искусства – ведь всё это – признаки того, что прежнее не удовлетворяет, нужна иная глубина всех форм культуры.
Культура – это явление Огней. Огни новые должны быть освоены, Огни Красоты. Но бесчисленны пути и формы Красоты.
«Нежелание мыслить закрывает и вход в будущее. Между тем, представим себе разницу сознания каждого столетия. Можно изумляться различием качеств сознания. Степень невежества часто будет почти одинакова, но свойства его будут различны. Нужно в истории Культуры отметить эти колебания, ибо получится весьма замечательно крутая спираль. Усмотрим, как кольца эти почти прикасались и понижались, чтобы возвратиться к подъему. Потому можно быть оптимистом» («АУМ», §10).
* * *
Стремительно меняется мир. И многие взгляды устремлены ввысь в поиске нового понимания целей и сущности жизни. И каждая устремленная в поиске мысль открывает путь новым пространственным токам – дается возможность новых ассимиляций.
Когда сознание ощущает свое единство с Пространством – уже иные пути жизни, и новые огни зажгутся откликом на течения энергий Пространственных. Вот почему не может быть застывших форм. И великие формулы требуют новых прозрений в их суть – на основе новых вмещений, на основе расширения сознания. И многие решения уже принимаются в ощущении критериев новых, исходящих из чувства причастности к далёким Течениям Жизни – Космическим…
И если кто-то, обращая взгляд свой назад, тоскует о веках прошедших, мечтая вернуть былые формы культуры, тот рискует утратою жизненности. «Вертикальное измерение» жизни всегда присутствует, нет мгновения Бытия, которое было бы отлучено от «вертикали». Но эту вертикаль надо видеть в течении непрерывном, в потоке устремлённых энергий Бытия. Все неповторяемо, и духу назначено дерзать ввысь среди иных течений.
«Космос Пространственных Огней и стихии колышут сферы и зовут к жизни все Сущее. Зажигает Космический Огонь одно проявление жизни, комбинируя его с цепью других процессов. Тот, кто не может окружиться сознанием величия вечной, беспредельной работы Космоса, лишен самого великого понимания жизни. Кому доступны пространственные возможности, тот видит, как планета ограничена и является щитом только для тех, кто принимает реальность, как узкую тропу жизни. Когда дух может взлетать на высоты сфер и созерцать жизнь планеты, как прекрасную стадию и не сомкнутую кривою линиею, тогда можно поручиться, что этот дух пройдет путь огненной эволюции. Истинно, можно узнавать в луче пространства реальное выражение космических энергий, – тем украсим жизнь человечества.
Идет утверждение Беспредельности!» («Беспредельность» I, §53).
Мысля о культуре и желая умножить благородство жизни и тонкость творческих процессов, следует призвать обновлённый взгляд на все явления жизни, на все процессы, и на все установленные признаки культуры. Вникать глубже в причинность явлений и признаков. Иначе легко самые великие зовы превратить в банальность или обыденность.
Образованность, моральность, чувство ответственности, долга, дерзания в познании, подвиг – все эти величественные признаки Культуры должны быть осмыслены с точки зрения Огненной Основы Бытия и с точки зрения Огненной Эволюции сознания. Процессы Огненной Жизни пронизывают каждую клетку живого вещества, составляют бессмертное основание человеческой мысли и бесконечное «дыхание» психической жизни, жизни сознания. Всмотревшись, увидим, что каждое критериальное понятие культуры является ничем иным, как обозначением огненных процессов, освоенных сознанием, либо обозначением пути, на котором это огненное осуществление происходит. Так освободимся от всего условного, формального, лишенного энергии Жизни. Посмотрим с этой точки зрения на идеалы настоящего времени. Сколько условных границ растворится, сколько узаконенных форм окажутся ненужными.
Образование, искусство, наука… Новые огни усвоенные – это новые расширенные взгляды на привычные явления. Ибо Огонь – это уровень причинности. И тогда – освобождение мысли и творчества от рамок, от условностей. Мысль и Красота – два крыла духа. Свобода и Красота – два главных признака культуры.
Научно надо мыслить о бытии, научно подойти к процессу осознания и взращивания Огня, именуемому Культурою. Но научность не есть некие установленные формы и сообщества.
Мысль, сознание, огонь – единые и единственные ценности. И Свобода – Закон Бытия. И научность есть соответствие мысли Безусловным Законам Единым, и является следствием дерзания – каждого, многих – вне формальности, вне узкого профессионализма и корпоративизма. И культура станет следствием безусловного утверждения ценности мысли и ценности сознания и соответствия творчества Огненным Процессам Пространства, Законам Единым.
Музыкальность и Культура
Культура – просветленность сознания
Культура – прибежище человека…
«Для равновесия мира нужно сердце» («Мир Огненный» II, §262).
Культура – явленность духа, явленность глубины во всей деятельности человека. Культура – это явленность сердца.
Если на концерте, несмотря на роскошную технику исполнителей, на неплохой вкус, не вспыхивают искры Благодати, то действие было напрасным, время и силы потрачены напрасно… Где сердце – там Культура.
«Сердца пламенные могут бороться за сохранение вещества благодати»
«Не губи небесного ради человеческого, не губи естественного ради искусственного. Не губи себя ради выгоды» (Чжуан-цзы).
Главной целью музыкального образования должно являться развитие музыкальности как отзывчивости на Красоту Жизни и Красоту Мысли. Ни одного звука – без смысла. Ни одного звука – без сердца! Самая простая мелодия, исполненная глубины духовного переживания, глубины искренности (не путать с эмоциональностью!) уже ценна как явление жизни и культуры. Но виртуоз, не являющий Света, бесплоден. Высокие технологии современного музыкального искусства с одной стороны, и «активистские» требования к культуре с другой стороны (т.е. увлечение «мероприятиями», внешними эффектами и аффектами) делают совершенно ненужным музыкальное образование для «непрофессионала», а «профессионалы» уже давно занимаются «музыкой для себя»… Концертные залы бедны Благодатью… Зачем музыка, если она не умножает Огонь – Свет? Зачем мастерство, если оно не облагораживает сознание?
Музыкальные школы нуждаются в утверждении иных подходов, иных ценностей. Музыкальность как тонкая отзывчивость на Красоту должна быть развиваема целенаправленно, и эта цель: Красота духовной наполненности звучаний – должна быть предметом главного внимания каждого учителя – музыканта.
Но Музыкальность как Красота и одухотворенность мировосприятия и творчества должны быть главной целью всех воспитательных учреждений культуры.
Детству губительны грубые ритмы танцев, мелодий, наполняющих «Дворцы Культуры», губительно отношение к исполнительству как «обслуживанию разнообразных вкусов публики»…
У искусства ода цель – воспитание духа, один критерий – Красота…
* * *
Музыкальное мышление – сердечное мышление. И основано оно на активности сердца – как главного центра, как фокуса сознания человека. Сердце – «врата» к тем высшим уровням сознания, осознанная деятельность которых дает человеку реализацию потенциальных возможностей духовного бытия и творчества, иначе говоря, бытия и творчества непрерывного, не ограниченного физическим миром. Мышление на этих высших уровнях сознания основано на ментальном «зрении» - видении. (Поэтому знание, «добытое» таким путем, цельно, целостно и объективно, так как в духовном мире царит единство…).
На высшем ментальном уровне мысль не нуждается в слове в его настоящем понимании: форма мысли задается самой её сущностью. Мысль – есть поток, Свет и действие творческой воли, т.е. огня духа, огня сердца…
Приоритетом настоящего времени является мышление интеллектуальное, основанное на логике внешнего мира, расчленяющей целое и ищущей связи в его раздробленных частях. Разум, высший ум – пользуется логикой мира внутреннего, где царят магнетические токи Истины, связующие явления по степени соответствия их Света, Силы и напряженности. Этим уровням мышления соответствует описание мыслительного процесса, данное Платоном, с его центральным понятием «Идея». Именно Идеи правят миром, ибо являются духовными прообразами, жизненной сутью всех дальнейших внешних проявлений бытия.
Музыкальное мышление – это движение мыслетока в музыке, эта мысль цельная, синтетическая, согласованная с Пространством…
ДЕТЯМ
«Быть Великим…»
- Хочу быть великим музыкантом.
- А я хочу быть великим художником.
- А что значит: «быть великим?»
- Это когда что-то великое сделал. Играешь очень-очень хорошо и музыку пишешь.
- А по каким признакам узнается «величие»? Мы ведь знаем, что большинство ценностей в искусстве, науке далеко не сразу признавались человечеством.
- Великое – это что-то такое, чего не было раньше. Что-то новое.
- Значит, сделал что-то такое, чего другие не делают и ты – великий? Один злодей разрушил храм… И теперь все знают, что он «великий злодей»…
- Нет, надо сделать что-то доброе, красивое.
- И чтобы все непременно об этом знали: вот он великий, он делает доброе и красивое?
- ?...
- Думали ли вы когда-нибудь, что люди, человечество «знают» лишь об очень и очень немногих великих… Что многие великие труды – труды на благо людей, ради совершенствования людей – «живут Пространственно», в пространстве нашей общей жизни… И эти творцы великих дел – неизвестны.
- Почему? Как это «в Пространстве»?
- А откуда мысли красивые, которые приходят к вам, ваши «озарения», «вдохновения»?
- Из Пространства…
И у всех этих идей, мыслей, и у каждой доброй силы, действующей на земле и в Космосе, есть «Авторы», Творцы…
- А почему мы их не знаем?
- Добро и Красота потому и добрые и красивые, что делаются не ради того, чтобы их «знали», а ради Добра, ради Красоты…
- Значит, хотеть быть великим это нехорошо?
- Почему же… Можно и нужно быть великим добротворцем, т.е. делать много-много добра, видимо и невидимо осуществлять такие дела и действия, которые продвигают человечество к Добру. Не думая об известности или неизвестности. Ведь каждый из вас родился на земле ради какого-то добра… И найти этот подвиг не просто. Поэтому начинать действовать надо, не откладывая.
- А как?
- Каждый день думать: «какое добро я сегодня могу совершить?» У учеников Пифагора были следующие правила. Первое: не засыпать, пока не вспомнишь, проанализировав, весь свой день. Второе правило: каждое утро, на восходе Солнца, устремлять свой дух к Солнцу, в торжественности, любви и преданности, думая: «Буду как Солнце. Сердце мое – как Солнце».
- А как определять, что лучше сделать сейчас?
- Начать с честного исполнения того, что является твоим долгом. Честно, качественно, заинтересованно, без мыслей о поощрениях и наказаниях, выполнять свои обязанности ученика и человека, пришедшего, чтобы помогать людям, помогать стране, планете осуществлять «великое»: Добро, Красоту, Свет.
Конкурс – фестиваль сочинений ко Дню Культуры:
Эссе, рассказы, стихи, афоризмы, а также рисунки и музыкальные сочинения
Темы сочинений:
1. Подвиг и героизм в современной жизни. Подвиг артиста, подвиг художника…
2. Что есть благородство? В чем достоинство человека? В чем ценность творчества?
3. Человек на земле, в Космосе, в Бесконечности… Сотворчество. Сотрудничество: человека с человеком, человека с Миром Высшим…
4. Музыка инструментов и музыка сердца… «Слышимое ухом и слышимое сердцем»… Музыку слышат или видят?...
5. Консонанс и диссонанс в музыке и жизни. Ответственность человека.
6. «Необычное» в жизни.
«Достоинство музыканта»
Марина, 12 лет.
Достоин не тот, у кого нет недостатков,
а тот, у кого есть достоинства.
Ключевский В.О.
Музыкантом может стать лишь достойный человек, человек черствый может стать хорошим исполнителем в плане техники, но не творцом. Достойный музыкант выходит на сцену, чтобы затронуть сердца людей, заставить задуматься и помочь прикоснуться к миру тонкому и возвышенному.
Некоторые люди выходят на сцену показать себя, играют, не задумываясь о том, что каждый звук продолжает звучать, излучая в мир то, чем он наполнен. Музыканты достойные всегда прежде, чем начать играть, наполняют звук высокими мыслями и чувствами.
«Необычное в жизни»
Анна, 10 лет
…Много чудес в жизни, которые мы просто не замечаем. Очень легко пройти мимо маленького чуда – просто потому, что думал о чем-то пустом и ненужном. Ведь, чтобы заметить маленькие сверкающие хрусталики на деревьях, надо замереть и предчувствовать эту красоту…
Мы редко видим рассвет золотым, лиловым, багряным, рассыпчатым, нежно-розовым… Рассвет - сливающимся, многоцветным, переливающимся в восходящую симфонию.
Как долго хочется смотреть на звездное небо… Звезды притягивают, как магнит, своим волшебным сиянием, и хочется лететь туда к звездам… Все начинает кружиться в звездном танце…
Нас окружает много звуков, но самые необычные – это тишина. В тишине мы можем остановиться и задуматься о чем-нибудь важном и необычном…
«Музыка инструментов и музыка сердца… Слышимое ухом и слышимое сердцем.
Музыку слышат или видят?»
Вероника, 14 лет.
В нашем мире люди живут в трудах и заботах, и мы часто слышим вокруг себя музыку. Но мало кто из нас задумывается, что на самом деле означает это слово. У каждого из нас есть свое сердце и своя душа, которая по-своему чувствует и видит музыку.
Есть музыка, которая доходит до глубины души и остается там навсегда. Под музыку многие из нас думают и размышляют над своей жизнью. И каждый человек создает свой образ. Мы одновременно слышим и видим музыку. Если вслушаться в каждую ноту, можно услышать что-то необычное и очень важное. Людей, которые не любят музыку, никогда не заставить полюбить ее, они никогда не смогут почувствовать и понять.
Музыка звучит везде. Без нее на свете жить трудно, и она будет существовать вечно, так как мы к ней очень привыкли.
Музыка помогает человеку устать лучше и ее надо ценить, так же, как и жизнь – ведь это самое дорогое, что есть у человека.
Люди не смогут сыграть на инструменте музыку, если не они не слышат ее сердцем. Мы должны чувствовать и понимать каждую ноту, и тогда прозвучит настоящая, великая музыка.
Музыка вечна, и ни один человек не сможет ее погубить, потому что в мире нет никого сильнее, чем музыка!