Из выступления перед концертом классической музыки, посвященным Дню Культуры
1. Сегодня в этом зале, по многолетней традиции нашего отделения, сначала струнного, ныне оркестрового, пройдёт вечер классической музыки. Ценности классической музыки и классического искусства в целом – это ценности высокого мышления, возвышенного, необыденного отношения к действительности.
Ясная мысль и представление прекрасных образов в согласовании со звуком создают те ценные энергии, в которых так нуждается наше общее пространство жизни, в которых нуждаются люди, даже когда мало это осознают.
Важно понимать, что абсолютно все развивающие возможности музыкального искусства, музыкальной деятельности связаны именно с классической музыкой и только с ней, потому что классическая музыка обращается к человеческой глубине – источнику талантливости.
Источник всех художественных талантов и способностей – заложенное в духе чувство красоты, чувство ритма и гармонии. Оно расцветает, питаясь образами и мыслями красоты.
Хотя понятие «классическая музыка», в узком значении, историческом, стилистическом, связано с определённым временем, с жанрами, более важным является широкое, общекультурное значение понятия «классическая музыка».
«Классический» – значит образцовый, совершенный. (Именно таков перевод с латинского). Классическая музыка, классическое искусство строит свой художественный идеал на непреходящих ценностях духа, опираясь на способность человека вдохновляться высокими идеями и красотою самой возвышенной.
Произведения, называемые классическими – это высокохудожественные, прекрасные по своему содержанию и по форме, не развлекательные, не поверхностные, но глубокие, вдохновенные, одухотворённые.
Классическим произведение становится, благодаря своей художественной значимости. Это произведения, воплощающие высокие мысли и идеи в высокохудожественной форме. Для них характерна утончённость ритма, богатство гармонического плана, стройность, отточенность форм, смысловая насыщенность интонаций.
Таким образом, классическим произведение делает не время его написания, но его художественный уровень, глубина и степень совершенства.
2. Не случайно проводим наш вечер традиционно в середине апреля. Он приурочен к очень светлому празднику. 15 апреля отмечается как День Культуры, или День Защиты Культуры.
15 апреля 1935 года был впервые в истории подписан Международный Договор о защите и охране культурных ценностей. Пакт об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников носит имя великого русского художника Н. Рериха.
Впервые в истории законодательно закреплена необходимость во всемерной защите и охране Культуры – как всех тонких, высших достижений человечества: сокровищ духа, мысли, сокровищ красоты.
На Знамени Культуры – древний символ Триединства, означающий три нераздельных устремления, на которых растёт сознание человеческое: в духе – к Миру Высшему, в сердце – к беспредельной красоте и в разуме – к безграничному познанию.
Любовь к Свету, возвышенная красота и глубокое знание призваны объединить человечество поверх всех границ и условных разделений.
Таким образом, акцентирована эволюционная роль культуры. Осознание этой эволюционной роли культуры имеет не просто важное сейчас значение, но поистине спасительное для человечества.
Именно сейчас особенно важно распространение идеи безусловной значимости сокровищ культуры, среди которых все светлые достижения творчества в их зримом и незримом воплощении.
Подобно тому, как символ красного креста символизирует абсолютную ценность человеческой жизни, так знамя культуры символизирует абсолютную ценность и всех тонких достижений сознания: достижений духа, знания и красоты.
Все люди мечтают жить в мире, построенном на светлых началах. Для этого надо каждому приложить свою меру усилий, чтобы в мир пришло просвещение, возвышенные формы красоты, вместе с этими энергиями явятся как следствие и более человечные и культурные условия жизни.
Все жизненно важные ценности охватывает понятие Культура, под своим куполом собрав всё самое возвышенное и утончённое из творческих достижений человечества.
Всё больше людей понимает, что именно от степени осознания необходимости широкого объединения всех светлых усилий, просвещения, знания, одухотворения всей жизни, зависит будущее.
И ни один человек не свободен от этой глобальной ответственности, привнося в общее пространство жизни энергии своего сознания, мышления, своих мотивов и стремлений.
Человечество имело много возможностей убедиться в том, что достижения цивилизации, не будучи одухотворёнными, ведомыми культурою, приводят к разрушению, порождая особый тип дикости – цивилизованный дикарь – порождение эпохи высоких технических достижений.
Исследования показали, что к середине двадцатого века степень грубости человечества превысила средневековье.
И современные достижения в области цифровых технологий, умножив возможности коммуникаций, сами по себе не могут служить ни воспитанию вкуса, ни углублению мысли, ни утончению чувства прекрасного.
Ускорению ритма жизни должно соответствовать углубление мышления. Иначе нарастание тенденций малоосмысленной, неодухотворённой активности грозит не только обесценить и знание, и искусство, привнося механистичность и усиливая эгоистические стремления, но и поставить под угрозу жизнь на нашей планете.
Современное знание утверждает значение энергии сознания человечества как фактора, мощно влияющего на все Природные процессы в широком смысле, включая космические взаимодействия. Именно от качества энергий человеческого сознания и мысли зависит судьба нашего мира.
Поэтому вопрос искусства, как наиболее широко распространяющего своё влияние, и музыки, как наиболее сильно воздействующего вида искусства – это не только вопрос личного вкуса или личного развития, но важнейший вопрос воспитания людей и улучшения энергетики всей жизни.
3 Условия, при которых реализуется высокий развивающий, воспитывающий потенциал классической музыки.
При поверхностном или механическом, или бессердечном подходе потенциал прекрасной музыки останется нераскрытым. Можно во тьме стоять перед прекрасным произведением, если не воспитана способность восприятия красоты как синтетическая способность воодушевляться, вдохновляться высокими образами и идеями, если не утончён вкус или критерии сформированы под воздействием моды, а не собственного чувства прекрасного.
Нужно слушать музыку в содержательном, высокохудожественном, одухотворённом исполнении (некоторые тенденции моды и низкий уровень слушательского вкуса возвели на пьедестал упрощённый художественный идеал, в котором превалирует инструментальная ловкость, внешняя сила и отсутствует мысль. Надо развивать собственное чувство красоты, чуткость и понимание истинных ценностей, чтобы разбираться в явлениях творчества).
Существует много принижающих смысл произведений исполнительских трактовок, аранжировок, огрубляющих оригинал.
Вкус воспитывается на приобщении к прекрасному в разных видах искусства: в литературе, живописи, архитектуре, много красоты в синтетичных видах и жанрах, таких, как опера, балет, театр.
Следует избегать грубой музыки, грубых ритмов, повышенных громкостей. Вредным является и неоправданное использование звукоусиливающих средств.
Важно понимать, что к высокому искусству нужно подходить с возвышенным чувством.
Надо последовательным самовоспитанием и развитием подниматься до прекрасных явлений искусства. Не следует детям предлагать суррогаты искусства, культивировать поверхностное, развлекательное отношение к прекрасным явлениям. Тем более недопустимо ироничное, насмешливое отношение к прекрасному. Будем помнить, что все великие произведения искусства – это явления Духовного Плана, результаты озарений и откровений, результаты жизненных подвигов их творцов.
Приблизиться к красоте высокого искусства можно лишь на пути воспитания в себе способности вдохновляться красотою во всех её проявлениях, в том числе в природе, а также в мыслях и поступках людей.
Восприятие Прекрасного и возвышенного в искусстве не зависит от возраста, именно поэтому классическое искусство незаменимо как фактор развития и воспитания детей с самого раннего их возраста.
Все взрослые стремятся дать своим детям всё самое лучшее. Самым лучшим будет прекрасное, возвышенное искусство. Самым маленьким доступна красота музыки Моцарта, Бетховена, Баха, ибо она гармонична и сердечна, в ней много Света.
Нужно помнить, что подлинное искусство, прекрасная музыка, как и подлинная культура – никогда не развлечение, не средство возбуждения эмоций, но возвышенный труд мысли и сердца, тонкое творчество, приносящее радость и дарующее вдохновение. И учиться этому следует с самого раннего возраста.
Когда мы говорим о необходимости приобщения к классическому искусству, к классической музыке, мы опираемся на знание законов развития сознания человека, развития его высших способностей – познания, в том числе интуитивного, озарённого.
Когда люди соприкасаются с повышенными громкостями, с грубыми или упрощёнными ритмами, их внутренние источники талантливости – их духовность поникает.
Энергии классической музыки – это ритмы, энергии самых высоких светлых сфер бытия. Пространство наполнено идеями, образами прекрасного. Доносятся токи Дальних Миров – планет нашей солнечной системы. Когда говорят о космичности некоторой очень возвышенной музыки Моцарта, это надо понимать не как аллегорию, но как действительно озарённое высоким Светом творчество.
Но не механически надо подойти к искусству. Иначе оно останется прекрасным, но закрытым ларцом с сокровищами. …Ларец этот дивный открывается только в ответ на искреннюю любовь к прекрасному. В музыкальном произведении и исполнителю, и слушателю надо найти его высокую идею, найти самые прекрасные образы и мысли, и тогда общение с прекрасным искусством будет благотворным для каждого участника и для нашего общего пространства.
Надо учиться чувствовать и любить прекрасное искусство – возвышением мышления и воображения, исканием красоты во всей жизни, в природе, во всех видах искусства.
Искусство, как и познание, как и культура в целом, предполагает труд человека по непрестанному самоусовершенствованию, а также готовность трудиться ради блага всех людей. Велик вред грубых звучаний, упрощённых подходов, трактовок, а также своекорыстных мотивов. Будем помнить, что человеческая талантливость нарастает бескорыстной любовью к красоте, знанию, а также готовностью приложить свои усилия ради улучшения нашего общего мира.
Понятие энергия в настоящее время является ключевым, оно поможет людям через ощущение постигать все тонкие границы между созидательным творчеством и разрушительным. Прекрасная музыка запечатлела возвышенные энергии мысли, ритмы. Она говорит людям: стремитесь к глубине познания, искренности, к красоте и вы будете счастливыми людьми, жизнь будет открываться перед вами в её беспредельной красоте, гармонии и возможностях познания и творчества.
Н.К. Рерих, именем которого назван Пакт Культуры, писал в статье «Стремиться к прекрасному»:
«Красоту нельзя оберечь одними приказами и законами. И лишь когда человеческое сознание постигнет её беспредельное величие, её творческую силу, благородство и утончённость, только тогда истинные человеческие ценности будут сохранены…
Не следует думать, что явление вандализма относится только к прошлому и связано с именами некоторых известных завоевателей.
Общеизвестно, что разные виды вандализма происходят и сегодня. Поэтому попытка защитить и спасти красоту не абстрактна и сомнительна, а крайне необходима и безотлагательна.
Ясно, что образование в области искусства и красоты является насущной необходимостью. И несмотря на то, что это прекрасная необходимость, она подразумевает обязанности и ответственность…
Решительно во всех родах творчества – в литературе, и в музыке, и в живописи – всюду нужно внимательное и бережливое отношение.
Каждому приходилось читать и слышать, как авторам навязывали многое, им совершенно не свойственное…
Сейчас, когда много преломлений и смешений, каждое чёткое и честное, сердечное охватывание предмета будет особенно нужной и своевременной задачей…
Во время, когда и музыка, и сценическое искусство, и живопись подвержены всяким махинациям, тогда оценки творчества должны быть ещё точнее, глубже и обоснованнее…»
Закончим аналогией. Если представить весь беспредельный мир, Природу как многозвучную симфонию, в которой каждое сознание – уникальный звук, аккорд, тема, то легко понять задачу человеческой жизни как необходимость не только развить в себе способность воспринимать самые возвышенные звучания этой Великой Симфонии Жизни, но и принять ответственность за качество звучания своего сознания, своих мыслей.
Скоро появятся приборы, которые позволят измерять качество создаваемой творчеством атмосферы, качество вибраций. Это поможет улучшить и просветлить жизнь, восстановить утраченные критерии красоты. А пока будем тонко прислушиваться к голосу красоты в наших сердцах и не позволять себе путать просветляющее с затемняющим.
Сейчас – концерт. Будем внимательно слушать, думать, вместе создавать хорошие образы. Настоящий концерт, когда главным является музыка, – это всегда радость сотрудничества.
апрель, 2019