«В Новом веке мысль есть Пространство»
Живая Этика
Суть многоаспектного знания, представленного миру как Живая Этика, или Агни-Йога, в утверждении новой эволюционной ступени в развитии человечества, которая характеризуется выходом на «арену» бытия скрытых сил духовной природы человека. Сущность человеческой и Космической эволюции едина, утверждает Агни-Йога, и называет этой единой Основою – Огненную субстанцию, которая «уявляется на основной двуеродности энергии или на двух полюсах, на одном – Любовь, на другом – Мысль» [1, 258]. Е.И. Рерих (в работе «Космическая эволюция и её цель (назначение)») пишет о единстве знания об основах и принципах эволюции в древнейших философских системах (философия Санкхья), в концепции Платона, с её тождественностью понятий Мудрость и бессмертие, Плотина, с его доктриною пути воссоединения с Божеством посредством актуализации высшей природы; о подтверждении этих знаний современными научными исследованиями.
Эволюция космической энергии, проходя различные стадии, приводит к человеческой форме жизни. И, продолжаясь в области энергий сознания и духа, требует от человечества как субъекта эволюции, сознательного принятия ответственности за реализацию в себе высших духовных потенций. Задача состоит в том, чтобы осознать «свою духовную природу» и проявлять её «в каждый момент своего земного существования» [2].
Инструментом становящейся духовности человека является мысль. Мысль – агент мировой творческой деятельности в Беспредельной Лаборатории Космоса, равно могущественная сила как в Макро- так и в микрокосме. Космический процесс есть «лаборатория мысли, которая от клетки до Беспредельности соединяет Начала» [3, 401]. Учение утверждает сознание как Единую Реальность Бытия, единственную подлинную ценность человеческой жизни. Синоним понятия эволюция в Живой Этике – «расширение сознания», – степень приобщённости ко всё более высоким Планам Бытия, путём актуализации латентных сил духа. «Эволюция – рост духа, сознания и мысли».
Понятие «Эволюция», в соответствии с восточной многозначностью понятий, в трудах Е.И, и Н.К. Рерих нередко употребляется в значении ближайшей ступени развития человека – ступени достижения непрерывности сознания, т.е. одоления границы смерти. Восточная философия, йогическая традиция в течение тысячелетий утверждают путь сознательной эволюции человека, называя его «путём освобождения»: освобождения от несущностного, тленного – «трудами над обузданием своей животной природы и над утверждением высших центров к самостоятельному действию» [4, 286]. Е.И. Рерих вводит понятие «центры сознания», связанное с принципом иерархичности сознания человека. Человек, потенциально обладающий принципом высшего разума, стоит перед задачей развития духовных возможностей, утвердив себя «в принятии Бессмертия» [7, 42] и найдя «путь мышления Беспредельности». Синонимом этой высшей мыследеятельности являются понятия Синтез, Огонь, Красота, Сердце, Сотрудничество.
Учение проводит чёткую грань между внешним явлением интеллекта и подлинно созидательной деятельностью духа. «Не внешнее устремление, но развитие путём психожизни» [7, 71]. Даётся новое понимание мысли и мыследеятельности как явления целостной активности человека, берущей начало в глубине духа и сердца человека, где явлено единство разума, сердца и воли, «согласованной» с Высшим Миром. Мышление в Новом веке утверждается как синтез. «В каждое действие вложите искру творчества космического огня» [7, 42].
Если интеллект – организующее начало личности, то разумность (синоним мудрости) – организующий принцип становящейся духовной индивидуальности. Подлинный мыслитель пребывает «между небом и землёй», выстраивая Мост в Надземное, осваивая «божественную науку» о мысли, делающую «земную жизнь надземной, а незримое зримым». Тогда мысль – «Мост» к Миру Огненному, «Крылья» возносящие – «зажигает огни пространственные».
Наука о мысли – ключ к научному решению проблемы бессмертия. Мысля возвышенно, человек выстраивает себя из «материй» огненных градаций. Современные исследования подтверждают: мысль – реальное энергетическое явление, со всеми качествами и свойствами энергии – и стоит в одном ряду с такими «физическими» понятиями, как «ритм», «вибрация»…
«В Новом веке мысль есть Пространство. Нужно мыслить не лично, но пространственно» [9, 32]. Искусство мышления основано на Красоте и на гармонии с Высшими Токами Пространства. Мышление есть ритм и «уловление» Высших Ритмов. Принцип сотрудничества явлен в мыслительной деятельности как в горизонтальном, так и в вертикальном измерении. Понятие Космический Магнит, данное в Агни-Йоге, содержит в себе Истину о Единстве Мирового Мыслительного процесса, а также о сущности ответственности за мыследеятельность, сущности направленности творческой активности человечества: «Только созвучие может утвердить творчество беспредельное» [6, 292].
Человечество должно осознать Иерархию Духа и Разума и, вдохновляясь Обликами Представителей Высшего Сознания, достигать единства мысли и сердца, мысли и любви, мысли и совести. Тогда сознание, постепенно освобождаясь от атавизмов самости, обретает устойчивость в тех областях, которые современная психология называет «сверхсознательным». Но неверен термин. Именно сознательным человек становится, открывая в глубине «Я» сокровища Единого Света. «…Познавая, что существует лишь Единый Свет, мы научимся и следовать за этим Светом». «Берегитесь утверждать «Я» и «нет»» [8, 118-119].
Вопросы мышления непосредственно связаны с вопросами сущности познания. В Живой Этике явлен синтез восточного и западноевропейского образа мысли. От западной традиции – выраженность принципа активности, акцентирование мыследеятельности как таковой, Платоном поднятой на высоту подлинного Бытия человека. От Востока – цельность и глубина в определении сущности мысли. Мысль – сердце, мысль – Красота, мысль – огонь, Свет, начало, «освобождающее от оков» [10, 678], АУМ.
Энергетический «ключ» Агни-Йоги приложим к Платоновой концепции Идей – животворящих Принципов Бытия. Источник мысли – Благо. Стремясь к Абсолютному, мысль обретает всё большую огненность, очищенность от грубых элементов и восходит ко Благу, к Красоте. Мысль – добро и творение добра. Там, где удаление от Света, Красоты, там попирается высокое значение мысли. Сущность познания раскрывается как гармоничный процесс восхождения человека кНаивысшему, в Беспредельность. Т.о. принцип познания есть одновременно и принцип духовной реализации. Познание – расцвет Божественных «зёрен» Истины и Красоты «внутри» человеческого существа.
Уважение к мысли – принцип и признак Новой Эпохи. В Учении говорится о многомерности мысли, несказуемости её высших уровней и необходимости создания условий для принятия этих «вестников Мира Огненного», освящающих и все земные действия… Необходимо внимание к процессу мысли, развитие тонкости восприятия: «самые ценные накопления протекают вне мозга» [11, 386], «Огненное творчество осуществляется поверх рассудочных стремлений» [7, 170].
Е.И, Рерих пишет о необходимости целенаправленного научного изучения мысли: как сокрытых сил человека, как вибрации и условий её действия в пространстве, законов распространения в зависимости от физических и психологических условий. «…изучение Мысли… явит интереснейшую науку. ... Развитие мысли даст много решений» [9, 32].
Мышление – процесс актуализации тонких энергий – требует и соответственных условий. Необходимо избавляться от грубости и явлений несоизмеримости («уважение к понятию произносимому»), от давления устаревших форм. «При необычности условий будущего невозможно будет пройти старыми путями» [7, 173]. Культура понимается Рерихом прежде всего как культура мышления. Критериями мыследеятельности в Новом веке должны стать критерии Культуры: Красота, глубина, созидательность и духовная «перспективность»… Красота и гармоничность языка, логика как объёмное и «многомерное» явление взаимодействий огненных энергий мысли – помогут утверждению проницательного мышления. Обновлённое мышление создаст условия для притока энергии талантливости. Язык науки вместо безжизненных «неологизмов» вновь востребует Слово…
Призыв «мыслить широко» означает преодоление обусловленности мышления привычными формами и формулами, ограничения физическим планом. Лишь понимание мыслительного процесса как огненного процесса, связующего Миры, откроет человечеству путь к иному, Высшему существованию.
Литература
1. Е.И. Рерих «Космологические записи» // Е.И. Рерих «У порога Нового Мира» - М., 2000
2. Е.И. Рерих «Космическая Эволюция и её цель (назначение)» / «Новая Эпоха» №2 1999
3. «Агни-Йога» // «Учение Живой Этики» в 3-х тт. Т.1 – СПб., 1993
4. «Е.И. Рерих. Сокровенное знание. Теория и практика Агни-Йоги» / Сост. М. Мусина, Н. Ковалёва. – М., 2002
5. Анантендра Яти «Веданта-Сара-Санграха», XVI, 198
6. «Иерархия» // «Учение Живой Этики» в 3-х тт. Т.2 – СПб., 1993
7. «Беспредельность» // «Учение Живой Этики» в 3-х тт. Т.2 – СПб., 1993
8. Н.К. Рерих «Держава Света. Священный Дозор» – Рига, 1992
9. Е.И. Рерих «Изучение свойств человека» / Духовное Созерцание №1 1999
10. «Братство» // «Учение Живой Этики» в 3-х тт. Т.3 – СПб., 1993
11. «Надземное» – М., 1997