Живая Школа


"Живая Школа"

— сайт, на котором вы сможете узнать о новой педагогике, ориентированной на духовное развитие, базирующейся на Знании основных Законов Бытия и законов психической энергии. Можно познакомиться с новой методикой музыкального образования и воспитания (развитие музыкальности, музыкального мышления, музыкально-исполнительского мастерства...), основанной на принципе развития сознания и воспитания духовных потребностей личности.

На сайте размещены только уникальные авторские тексты. Их основа – многолетняя педагогическая и творческая деятельность авторов сайта, основанная на знаниях Учения Живой Этики.

Как организовать обучение так, чтобы "идеалы" и "жизнь" не были разделены. Музыка и условия цельности сознания ребёнка

Сколько великих истин о музыке произносится, сколько томов диссертаций полнятся цитатами из великих учений и утверждениями о том, что прекрасные произведения музыки будят мысль, укрепляют духовные потребности, а также гармонизируют и исцеляют.

Всё это знает весь мир, об этом наслышаны даже самые ленивые. Почему же школы полны повышенных громкостей, и лишь в меру "программы", формально, детей приобщают к настоящему искусству. А что звучит, оглушая и подавляя всё живое в километровом радиусе на массовых празднествах? И насколько любовь к Искусству руководит действиями "людей искусства"?

В целом причина того, что знания существуют отдельно от сферы их применения (искусство – лишь один из примеров общей тенденции), только в одном – в недостатке людей, готовых следовать долгу – долгу, перед молодыми поколениями, который несёт каждый взрослый на планете.

Именно каждый обязан не просто передать часть своих знаний, но прежде всего приобщить некоторое число молодёжи к тем ценностям, которые являются "вечными", образуя и фундамент мировоззрения, и основу здоровья.

Посмотрим на примере музыки, насколько нетрудно это "приобщение", особенно, если не упустить самые первые годы.

"Приобщать" – вовсе не значит "пичкать" дитя своими любимыми творениями, игнорируя его волю. (Часто усердные "воспитатели" достигают во всём обратного эффекта, и, увы, немало отвратившихся от музыки детей из семей музыкантов, где настойчивость взрослых "образовать" вызывала лишь силу сопротивления в способных детях.)

Там, где обучение лишено суеты, где учат думать, "удивляться" необычному, радоваться красоте, где изучение искусства происходит не обособленно от внимания к Жизни и к мысли, где взрослые вместе с детьми умеют видеть звёзды в небе даже среди обыденных дел и забот, – там в детях будет образовываться чуткость. Чуткость явится иммунитетом против грубости, пошлости, громкой и навязчивой примитивности.

Несмотря на всю "очевидность" этих утверждений, как много трудов ещё надо приложить, чтобы эти "простые истины" вошли в жизнь. В частности, истина о том, насколько важна, жизненно важна, музыка гармоничная.

Помимо повышенных громкостей, грубость ритмов разрушительно воздействует на мозг, затрудняя развитие высших центров – тех самых, с которыми связано высшее мышление, способность озарений и всевозможных проявлений "интуиции". Аритмичная музыка вредит нервному равновесию, в то время как музыка примитивная не способствует развитию логического мышления. Грубость во всех её проявлениях вредит сердцу.

Если кому-то трудно явиться воспитателем для своих детей, то в меру возможностей оградить ребёнка от чудовищных громкостей и грубости ритмов может каждый. Задачей образовательных учреждений является также и просвещение родительской аудитории.

Школы искусств на этой просветительской задаче могут строить образовательный процесс: масса концертов, предлагаемых родителям, пусть будет не демонстрацией "успехов", а совместной (учителей с учениками) планомерной просветительской деятельностью, с привлечением родителей.

Одновременно с просвещением, такая объединяющая и имеющая действительную (а не надуманную и не "игрушечную") цель деятельность является для учеников необходимым опытом общего дела, нужного людям и Жизни. Это то живое основание, на котором не только формируется мировоззрение, но и выявляются и быстро развиваются способности.

(В нашей работе организованный таким образом учебный процесс в результате давал также и развитие музыкальности учеников, осознание смысла музыкальной деятельности. Все академические концерты были открытыми и включали элемент просвещения аудитории, плюс концерты-лекции "дети – детям" с "кульминацией" в виде большого концерта-беседы ко Дню Защиты Культуры 15 апреля. Ансамблевые формы позволяют участвовать всем ученикам без исключения (по желанию, но "не желающих", как правило, не бывает.)

На таких беседах-концертах важно рассказывать не только о музыке, звуке, ритме, о благотворности гармоничных звучаний, но и том, насколько сейчас необходимо уметь применить такие знания во всей жизни. Ведь проблема сегодня не в том, что люди не знают о ценностях искусства, но в том, что "жизнь" и эти ценности искусства, даже в сознании образованных людей, разделены.

И поскольку эта разделённость существует в сознаниях взрослых (родителей, и часто самих учителей), то и дети привыкают жить если не в "фальши", то в опасной "раздвоенности": "это говорится", а так-то и так-то делается.

Именно эта "раздвоенность", несоответствие идеалов и направленности действий, является и причиной нездоровья, и причиной того, что детская талантливость не развивается или развивается не вполне (не путать со "звёздностью", сегодня даже внешняя успешность, увы, не факт качественности труда в искусстве).

Закономерности психической энергии проявлены во всём. Именно закон тонких энергий, энергий, "ведущих" развитие, а также закон гармонии, согласованности, являются теми условиями, которые необходимо не только понимать, но применять. "Применением" этих закономерностей тонких энергий в воспитании и обучении и будет соблюдение вышеназванных условий:

  1. Действенное, не формальное приобщение детей к Красоте и мышлению (искреннему, основанному на сердечности).
  2. Условием осуществления цельности будет действительное, необходимое людям дело: доступная ребёнку реализация его знаний и умений при понимании смысла и ценности. (Отличие такой просветительской деятельности от обычных концертов – в акценте смыслов. В первом случае – "общее благо", дающее радость и "освобождающее" от сценической скованности, чрезмерного волнения, выявляющее способности и воодушевляющее.)

Конечно, прекрасная музыка – сама по себе радость, но не будем забывать, что речь идёт о том, чтобы процесс обучения являлся воспитанием, а не антагонистом воспитанию, что и происходит, когда знания и убеждения – в сознании учащегося "не в ладу".

Важен именно комплекс условий, которые могут обеспечить ребёнку цельность и искренность в обучении, и формирование "здорового" и одухотворённого мировоззрения. Если мы вспомним наиболее известные педагогические системы (Сухомлинского, например, с его возвышенностью и сердечностью мировосприятия), то увидим: основная причина результативности – в комплексе условий, гармоничности всей среды обучения, создающей условия цельности, искренности для учеников.

Закончим фрагментом из Учения Живой Этики о том, что "высокие предметы" – это не отвлечённость и не "роскошь", но прямое условие здоровья, равновесия и счастья каждого человека. Добавим, что "высокие предметы" особенно необходимы детям, и "подать" это необходимо, соблюдая гармонию, искренность, цельность, естественность и свободу.

"…Если мировые события грозны, то может получиться целая эпидемия, её наименования будут различны; будут приписывать сердечные, простудные или желудочные причины, но истинная причина не будет произнесена. Заметят увеличение нервных заболеваний, но, в конце концов, каждая болезнь затрагивает нервную систему. Лечение должно быть как телесное, так и духовное. Нужно спокойное устремление к высоким предметам…

Люди не должны думать, что такая эпидемия не заслуживает внимания – наоборот, всё связанное с нервными центрами может распространяться быстро. Незнание причины всегда ведёт к плохим следствиям. Если ещё добавить всевозможные самоотравления, то получится печальная картина… Кто-то будет насмехаться над устремлением к высоким предметам; для него и музыка, и все искусства – лишь безделье. Он не знает слова «экстаз», для него это вредный предрассудок.

Мыслитель знал таких насмешников. Он говорил: «Государство должно изгонять закоренелых невежд. Пусть найдут для себя какой-то остров. Но море поглотит такое хранилище глупости. Законы Природы можно нарушать [лишь] до некоторой степени»" ("Надземное", 495).


29 ноября 2024 года