"Преломление лучей – эти звуки входят в оркестр музыки сфер. Можно представить кристальность тонкости с мощью вихря…" ("Озарение", 134).
Современный человек знает, что космос звучит. Технические возможности таковы, что преобразованные в звук ритмы движения и излучения небесных тел доступны каждому желающему. Однако полученные таким образом звучания всё же очень далеки от действительных звучаний Космоса, хотя по-своему и "приближают" космические дали к человеку.
Когда в Высоких Учениях говорится о Музыке Сфер или Гармонии Сфер, имеется в виду иное – звучания космических миров, доступные слуху высокоразвитого человека.
И эта высшая гармония, в которой сочетается и утончённость, подобная струнным, и мощность, сходная с духовыми, когда она воспринимается человеком, навсегда меняет восприятие земных звучаний.
Даже самые прекрасные звуки и гармонии в земном выражении неизмеримо далеки от звучаний космической жизни. Именно жизни. Поскольку звучание Сфер – это синтез вибраций всего диапазона жизни движущихся Миров, включая те уровни шкалы, которые не доступны техническому запечатлению, так как относятся к Тонкому Плану. Причём, каждое небесное Тело – это "аккорд", встроенный в общую систему звучаний.
Гармония – понятие, широта и глубина смысла которого ещё не оценена человечеством. Слишком велика привычка узко-специализированного подхода к познанию. Гармония понятна музыканту и математику, художнику и физику. Однако именно Гармония как выражение Бытия, как действительный Закон, находящийся в основе Вселенской Жизни, не понята человечеством.
Не только философски, но непосредственным восприятием звучаний Надземных предстоит человечеству открыть Гармонию как истинную Реальность, как вечно творящий Свет.
Звучание Космоса открывается человеку на определённых ступенях развития, когда своими высшими центрами человек "отвечает" на притяжения высших энергий, и когда центры находятся в гармонии.
"Ценно, не будучи медиумом, не покидая жизни, подойти к высшим путям…" (Озарение", 128).
Агни-Йога даёт человечеству "ключи" к этой высшей жизни. И это не тайны особых приёмов и техник, но путь утончения всей жизни. Путь глубины, цельности, одухотворения познания, творчества, всей жизни.
Когда красота перестанет быть понятием только сферы искусства, а войдёт в жизнь критерием качества мышления и действия, когда искусство утвердится на тяготении к высшим идеям, и станет именовать реализмом качество отображения истинной Реальности, тогда человечество приблизится к пониманию Космоса.
Истинно, путь к познанию Космоса пролегает через совершенствование духовно-психического аппарата человека. Техникой одной не пройти.
Не техникой, но слухом и зрением человек прикоснётся к красоте и гармонии Космоса.
Всё, что живёт, что движется, мыслит – звучит. Звучит Космос, звучит человек. Жизнь есть звучание.
Постигая звучания мысли одновременно с утончением потребности в возвышенной гармонии и ритме, учась слышать в земной музыке внутренние звучания – мысль и дух, – люди продвигаются к способности воспринимать Реальность – в гармонии звучаний и множестве прекрасных тонов.
Живая Этика, приоткрывая людям жизнь Великого Братства, показывает, что и в высшей жизни, среди напряжённых Трудов, есть место музыке – но музыке прекрасной, отразившей ритмы Реальности, Космоса.
"Нас может радовать как средневековая лютня, так и Вагнера «Валькирии». Хорош также старинный китайский хрустальный инструмент. Чистота тона отвечает чистоте цветов. Его называют радужной арфой. Лучи отлично дают трубные звуки, и вихревые кольца незаменимы, как струнный аккорд. Право, стоит жить с такими перспективами" ("Озарение", 142).