Живая Школа

На сайте "Живая Школа" вы сможете узнать о новой педагогике, ориентированной на духовное развитие, базирующейся на Знании основных Законов Бытия и законов психической энергии. Можно познакомиться с новой методикой музыкального образования и воспитания (развитие музыкальности, музыкального мышления, музыкально-исполнительского мастерства...), основанной на принципе развития сознания и воспитания духовных потребностей личности.

На сайте размещены только уникальные авторские тексты. Их основа – многолетняя педагогическая и творческая деятельность авторов сайта, основанная на знаниях Учения Живой Этики.

Музыкальная мысль – это прежде всего мысль. Интуиция талантливого действия

Продолжаем начатую в предыдущей статье тему развития талантливости. Каждому начинающему в искусстве необходимо помочь открыть взгляд на Действительность, на бесконечную Жизнь, показать гармонию и красоту законов этой Великой Бесконечной Жизни и объяснить сопричастность к ней человека и ответственность творческой деятельности – как воздействия энергиями и мыслью на всё окружающее.

Говоря коротко, необходимо (и не в отвлечённой философии искусства, а в применении к каждому моменту деятельности) "открыть" ученику "слух" к переживаемым реальностям Жизни – к мыслям, настроениям и мотивам, рождающим всю цепочку следствий в виде явлений красоты или безобразия, тонкости или грубости, истинности или ложности.

Мысль необходимо возвышать, предлагая ученику не просто проявить образ, но проявить наиболее высокую идею, найти высокую мысль и затем – чуткостью искания, а не формализмом утвердившихся приёмов, – проявить эту высокую идею и весь строй выражающего её мышления.

Отсутствие такой живой и одухотворённой, чёткой мысли – отличительная особенность современного исполнительского искусства. Где всё фрагментарно, лишено цельности - единой "линии" выражения из-за отсутствия идеи как таковой.

Именно мысль, глубокая, чёткая, устремлённая ввысь, очищенная на сердечном чувстве красоты – главный агент высокой психической энергии – энергии талантливости. "Ни звука без мысли", – так в работе с учениками может формулироваться основной принцип работы над музыкальным произведением. Далее решается задача найти самый возвышенный образ (соответствующий исполняемому произведению), а затем - соответствующий звук и интонацию...

...Самое важное, многократно названное в теориях воспитания, и самое неприменяемое – Идея служения в Искусстве.

Напрасно думают, что это нечто возвышенно отвлечённое. В этой серии статей мы начали рассмотрение вопроса талантливости с понятий катарсиса и вдохновения как критериев талантливости и настоящего качества мастерства.

Именно служение, самоотверженность – условие появления огней духовности в потенциале человека. Огонь самоотвержения и любви к Искусству и Красоте – усиливает все потенциалы, быстро выявляет и служит скорому развитию всех профессиональных способностей артиста, помогает "исцелению" даже от таких "трудных болезней" как боязнь сцены и скованность.

Именно соревновательность в её современном виде как цель и критерий успешности противостоит идее Служения. Соревновательность противостоит талантливости. Об этом говорили многие великие мастера. Как Станиславский превознёс идею служения в искусстве, так Нейгауз утверждал идею как цель выразительности в музыке. Служение, самозабвенность – это чистый мотив творчества, это энергия, которая вызывает к проявлению все творческие потенциалы, проявляет то, что именуется интуицией талантливого действия.

Но как же на практике? В детском учреждении, где обучают мастерству, необходима среда – пример и опыт общей деятельности (к примеру, музыкально-просветительской...). В качестве примера антивоспитания – бесчисленные "самопрезентации". (Множество детских концертов начинаются – с чего? – Редко с рассказа о величии и красоте произведения, которое начинающий музыкант будет исполнять, но очень часто – с превознесения… юного исполнителя-"виртуоза" и перечисления его конкурсных заслуг. Думая таким образом поощрить и усилить желание заниматься, взрослые оказывают, поистине,"медвежью услугу" – в полном смысле этого образа. Ибо под тяжкой пятой внимания к своему "я" шаг за шагом в человеке заглушается чистый мотив ( "голос духа"), а следовательно  и "звучание" талантливости.

Добровольность – ещё одно важное условие на пути к талантливости. Всё искусственное, навязанное, не близкое, не послужит развитию, лишь отдалит и научит фальшивить.

Свобода выбора – творческих форм, и даже того уровня технической виртуозности, в которую ученик готов вкладывать время и труд, свобода – непременное условие, без которого всё вышесказанное теряет смысл и извращается (отдельно, уважаемые читатели, поговорим о том, "необходимо" ли принуждение при обучении детей – "вечный" вопрос детской педагогики, особенно в тех видах искусства, где технику приобретают рано).

… Вы находите хорошую форму, метод – и он даёт результаты. Далее вас начинают обязывать тиражировать эту форму и этот метод. Забывая о принципе свободы и самостоятельности исканий, а также о том, что каждый день и час имеет свою особую энергетику, и то, что было вдохновенным вчера, совсем не необходимо сегодня – в новом сочетании энергий, человеческих и космических.

Формы и методы – условны, потому что непрестанно меняются. При неизменности главных принципов, методы бесчисленны – у талантливых людей. Но законы развития талантливости едины, законы реальных, мощных энергий, незримых, но именно эти энергии – психическая энергия в её разнообразных качествах – являются талантливостью.

Прекрасные творения искусства, Красота как постоянное устремление мысли и воображения, сознание, питаемое знанием о Бытии и, Служение – принципы построения деятельности, проявляющей источники талантливости в каждом человеке и умножающей дарования.

Уважаемые читатели, обратите внимание на начало этой статьи: Как пробудить талантливость в обучении музыке и другим искусствам. Вдохновение и катарсис 


17 апреля 2024 года