Чувство безграничности жизни рождает многообразие творчества, питаемого мыслью и энергией. Чувство наполненности пространства сознанием и Высшей мыслью рождает красоту творчества.
Там, где подражание чуждым формам, там сознание ещё не открылось, ещё не явило способность ощущать жизнь пространства, в каждом мгновении несущую новые токи энергий, токи мысли. Потребность в красоте и формах, дышащих красотою, рождается в недрах духа, питаемого токами Миров Дальних.
Когда массы станут отворачиваться от безжизненных явлений псевдотворчества, легко отличая новизну мысли от пустого оригинальничанья, тогда можно будет сказать, что Новая Эпоха началась, ибо одним из важных знаков её является стремление к одухотворению всех явлений жизни и творчества.
* * *
Процесс творческого искания и выражения красоты в новой психологии и физиологии будет принят как закономерный путь пробуждения новых нервных узлов, т.е. пробуждения новых центров осознанности. Именно стремление к возвышенной красоте, поиск наиболее утончённых форм её выражения является наиболее естественным и гармоничным способом раскрытия новых возможностей сознания. Это станет основой педагогики и психологии. Будет много желающих преуспеть, когда мир обернётся к осознанию прежде не востребованных достижений, но лишь полное бескорыстие принесёт результаты.
* * *
Современность не знает одухотворённого искусства и одухотворённого творчества, ибо не явлены источники обновления творческих сил и мыслей, и для мира, ориентированного на внешний успех, закрыты входы в ту творческую лабораторию, где каждый образ оживлён дыханием неведомых Миров. Этой чудесной лабораторией является великое Пространство, открытое лишь для бескорыстного искания. Обновление непрестанно являют токи Миров Дальних, но его величество «штамп», этот агент концентрированной кармы эгоистического мира, твёрдо стоит на стаже, удерживая массы небесталанных творцов на пороге не видимого ими входа в храм истинного искусства.
* * *
Токи Дальних Миров в медицине найдут применение посредством нахождения согласования или гармонии между воспринимаемой энергией и соответствующим ей металлом, минералом… Возможно сочетание тока с электричеством, магнитом. Астрология поможет применить индивидуальное воздействие.
Токи Миров Дальних, воспринимаемые творцами форм искусства, явят особое «сияние» живописных полотен, особый возвышенный магнетизм звука и ритмического «дыхания» в музыке. Целительная мощь искусства наконец перестанет быть отвлечённостью и психологической экзотикой, и станет фундаментом медицины, подобно тому, как было в Асклепионах. Но, в отличие от этих храмов Посвящённых, явления гармонических энергий будут достоянием науки, будут измеряемы (приборами, фиксирующими качество и силу утончённых вибраций). Знание тонких энергий явит многие направления медицины, основанной на естественных огненных возможностях человека и пространства.
* * *
Сознание человека – поток. Так говорит Учение Востока. Поток сознания может быть устремлён в соответствии с Великим Магнитом Космоса, и тогда можно говорить о том, что человек нашёл путь Истины. Прекрасно это движение; космическое по своей природе, оно, велением законов огня, объединяет ритмы пространственно-космические с ритмами человеческой воли. Но редки явления красоты в движениях сознаний, чаще всего «водовороты» являют отражения вихрей самости, когда эгоистический центр тормозит движение «потока», образуя то завихрения, то запруды. (Запруды соответствуют приземлённому обыденному сознанию, «водовороты» отражают стремления честолюбивой и корыстолюбивой природы). В каждом мгновении жизни человек выбором воли осуществляет направленность потока своей энергии. Счастливы, нашедшие созвучие; вопреки косности земной утвердившие стремление духа, вопреки оглушающим крикам невежества обострившие слух в направлении утончённых гармоний высокой мысли…
* * *
Современность нуждается в осознании вечной истины, провозглашающей приоритет внутреннего плана в отношении к плану внешнему, главенство тонкого над плотным, тончайшего над тонким. Игнорирование этой истины губительно как для человека, так и для каждой отдельной сферы деятельности. Особенно очевиден недостаток осознанности этого иерархического принципа в отношении к искусству. Так, в музыке самое ценное то, что неслышимо, что ощутимо лишь сердцем, духом. Звуки и ритмы – лишь внешний каркас, который даёт возможность слуху стать побудителем внутренних восприятий. Композитор стоит перед задачей уловить высшие ритмы и создать формы, соответствующие эти неслышимым потокам истинной музыки, которая суть мысль и огонь – ритмы огня и энергии мысли. Исполнитель, имеющий нотный текст как следующую ступень удалённости от той подлинной музыки, только частично отражённой в композиторском творении, стоит перед задачей явить в звуках то первоначальное тонкое, духовное естество музыки. Так в музыкальном творчестве явлена условная троичность «тело – душа – дух», где «тело» – звуки, «душа» – энергии, «дух» – это огонь – идея, воспринятая вдохновенным творцом.
Современные исполнительские приёмы скорее удаляют, чем приближают исполнение к тонкому плану музыки, ещё менее – к духовному. Ориентированные на впечатления внешнего слуха и внешних чувств, они являют грубость в отношении тонкого естества музыки. Ещё хуже то, что обучение очень требовательно именно к приёмам техники, а не к задаче передать дух музыкального творения. Задачи ускоренного достижения виртуозности затмевают цели искусства, так искусство музыки перестаёт служить задачам духа… Но будущее, безусловно, оставит всё несоответствующее красоте духа и огня – этой Единой и единственной Реальности, ради постижения которой и рождено Искусство.
* * *
Музыка, истинно, может творить чудеса преображения человека, и в психическом, и в духовном, и в материальном смысле. Но для этого необходимо достичь осознанности её духовного плана. Как всё в этом мире, музыка, звук троичны. О силе преображения говорят, когда в музыке, в звуке явлена духовная искра. Поэтому никакая яркость, никакая необычность внешних приёмов не смогут заменить собой истинной красоты творений, о которых говорят как о нетленных, проверенных временем и т.п. Можно с уверенностью предполагать, что процесс развития музыкального воспитания выйдет, наконец, на потерянную тропу, ведущую к истинной талантливости, выражающейся именно в умении являть посредством физического звука вибрации духовного плана, приводя в гармонию все три составляющих живого искусства: идея – мысль – форма. Воспитание слуха как углубление и утончение на основе чувства красоты станет базовым принципом на всех направлениях и этапах обучения музыке.
Не только музыкальному искусству придётся «заново» учиться людям в Новой эпохе. Живопись, театр, архитектура, скульптура, танец – все виды искусства надо будет постигать в их жизненности, то есть в их духовном плане, откуда исходит всё истинно убедительное, талантливое, преобразующее физическую реальность, приближая её возможности к возможностям бессмертной природы человека. Как же учиться этому истинному искусству? Что поможет явить духовную чуткость, которая, подобно чистому стеклу, сможет отразить действительность Плана нетленных прообразов действительности? Мысль, постоянно упражняемая в способности высокого полёта, явит талантливое человечество… «Думай», – постоянно повторяют все добросовестные учителя в искусстве, побуждая ученика к внутренней активности. Теперь нужно добавлять: «Думай возвышенно», или «думай красиво». Почему так мало талантливых театральных работ? Почему не вдохновляет исполнение великих музыкальных произведений, почему неприятно находиться вблизи большинства современных строений? Потому, что мысль не достигает Плана духа. Театральный образ рассыпается, ибо актёр не мыслит, как мыслил бы живой герой, не живёт глубиной роли. Помнить всегда: живое – всегда троичность. Когда музыкант исполняет лишь внешнюю ткань, музыкальная мысль не глубока, движения чувств не наполнены энергией идеи произведения. Идеи нет и в вычурности танцев, которые отражают лишь движения самой поверхностной части души. Идея, эта искра духа, которую надо отыскать глубиною сердечной мысли, идея, которая одна лишь оживляет творение искусства, стала абстракцией. Мысль человека в искусстве обслуживает лишь ремесло и поверхностные движения чувств. «Смотри выше, мысли как можно выше и ищи, ищи те ритмы, которые станут мостом между жизнью духа и миром физических восприятий», – скажет учитель ученику.
Понять, что жизнь – это именно всё то, что «сверхчувственно» (а правильнее – тонко воспринимаемое), и поставить перед собой задачу принести эту истинную реальность в мир, – значит приблизиться к возможностям настоящего искусства. А маяк движения – всегда Красота.