Л.И. Уварова (Россия, Санкт-Петербург)
Цели образования – культурные ценности, к которым в процессе образования должен быть приобщен человек. Так, определяя основы педагогики, писал выдающийся ученый, представитель мировой педагогической мысли С.И. Гессен, который ввел научное понятие «Педагогика культуры», трактующее педагогику как аксиологически направленную гуманистическую систему, ведущую начало от И. Канта и рассматривающую воспитательный и образовательный процессы как приобщение человека к культурным ценностям, содержанию культурной жизни родного народа и человечества. Исследователи этого направления отмечают, что Педагогика культуры является важным соединительным звеном между многовековыми традициями европейской и российской философско-педагогической мысли и современными концепциями личностно ориентированного образования1.В настоящее время важнейшей социальной задачей является уяснение и понимание целей образования и, в целом, целей развития общества, его ориентиров. Анализируя затянувшееся кризисное положение современного российского общества, исследователи указывают на возникшую в последнем десятилетии тенденцию к снижению человеческого потенциала, к анархизации общества и массового сознания; отмечается безусловное и резкое снижение общественной морали и нравственности. «Личная выгода все чаще ставится выше доводов совести, неуклонно падает авторитет закона и права, вульгаризируется повседневная массовая культура» – пишет академик Т.И. Заславская, проводя обстоятельный анализ сложившейся ситуации и делая вывод о том, что социальная политика государства должна ориентироваться не на отдельные тактические, а на стратегические общенациональные цели, достижение которых требует значительного времени, но определяет будущее страны. В работах автора подчеркивается мысль о том, что сегодня поиск критериев движения вперед, поиск новых социальных координат необыкновенно важен для России.2
Общечеловеческие цели и ценности суть культурные ценности, – отмечается в специальных исследованиях по этому вопросу. Критерием культурной ценности явлений выступает их гуманистическое, духовное содержание. Духовно-культурные ценности вечны: в процессе их потребления не происходит «снашивание». Они находят свое воплощение в предметах (художественного, исторического или научного значения), идеях, нормах, убеждениях; это также теории, цели, идеалы, традиции; это волевые и другие качества личности, отражающие ее гуманистическую направленность3.В научной литературе также отмечается, что успешность разрешения кризисов и минимизация потерь во многом зависят от степени отрефлексированности, динамизма и открытости ценностных ориентаций в обществе. Именно они, ценностные ориентации (как элементы сознания, отграничивающие значимое, существенное для данного человека, от незначимого), задают общую направленность интересам и устремлениям личности; создают иерархию индивидуальных предпочтений и образцов. Это проявляется и раскрывается через оценки, которые человек дает себе, другим, обстоятельствам и т.д., через его умение структурировать жизненные ситуации, принимать решения в проблемных и выходить из конфликтных ситуаций. Таким образом, ценностные ориентации, установки имеют определяющее значение в развитии личности.
Среди общечеловеческих ценностей, основу которых составляют ценности природы и культурные ценности, на первое место выдвигаются высшие духовные ценности, проявляющиеся в формах духовного, нравственного, эстетического развития человеческих индивидов4.Правильное понимание природы целей, уяснение взаимосвязи понятий «цели» и «ценности» имеет особое значение для выбора способов направленности социальных действий – в первую очередь, это важно в отношении управляющих воздействий, осуществляемых как в целом в системе управления, так в образовании.
Цели образования и цели общества соотносятся между собой в соответствии с иерархией целей, где превыше всего, наряду с ценностями жизни, стоят цели-ценности культуры, духовные ценности5. Все это требует незамедлительного осмысления в обществе.Безотлагательность действий в этом направлении объясняется и тем, что обществу грозит гибельностью последствий утвердившееся господство «массовой культуры», которая, пользуясь невзыскательностью интеллектуальных и эстетических запросов потребителя, непросвещенностью большинства людей в вопросах культуры, незаметно подменяет истинные ценности культуры на фальшивые. Имея выход на самую широкую аудиторию, хорошо технически оснащенные, СМИ несут особую ответственность за распространение и развитие «массовой культуры», особенно если учесть наличие у телеэкранов молодого поколения, очень восприимчивого и еще не окрепшего в освоении эстетических, нравственных, мировоззренческих основ жизни. Именно в подмене ценностей – моральных норм, принципов, идеалов, понятия добра, справедливости – заключается опасность в ходе усвоения основных слагаемых в основах и принципах жизни.
Человек, как известно, не может жить без пищи духовной и, в связи с этим, процесс воспитания подрастающего поколения можно рассматривать как питание всем самым лучшим и возвышенным. Но какое питание получает ребенок из рук «массовой культуры»? Потребительская психология, подобная потребности животного – поесть и развлечься, – затрагивает неокрепшие умы, что является опасным для будущего развития юного человека.
Дети с малых лет должны знать, что существуют общечеловеческие ценности, которые связаны с простейшими формами взаимоотношений людей, с человеколюбием, и что всегда, во все времена считалось нормой – не воровать, не убивать, помогать людям в трудностях, говорить правду, выполнять обещания и т.п.; у всех народов всегда поощрялись – честность, смелость, великодушие, скромность, а осуждались – жестокость, лицемерие, зависть, трусость… Если эти нравственные устои, нормы жизни, окажутся в забвении и произойдет их замена на фальшивые ценности, если Искусство и Знание будут опошляться, как и высокие понятия – Любовь, Родина, Учитель, Материнство, если подвергнутся осмеянию такие чувства, как долг, честь, совесть, достоинство – то становится ясно, что само здание Жизни окажется без опоры, фундамента, и человеческое общество при построении своего будущего окажется в весьма сложном и опасном положении. Многие из этих бед уже вошли в наши дома, мы уже наблюдаем активность в современном обществе потребительской морали, мы наблюдаем определенные формы нравственного обнищания, которое проявляется в имеющих место девиациях, стяжательстве, карьеризме и многих других явлениях.Спасение от саморазрушения и самоистребления, как многим сегодня становится понятно, заключается, прежде всего, в подъеме культуры, освоении духовных ценностей как важных стимулов к духовному восстановлению и возрождению. Воспитание и образование, базирующиеся на осознании культурных ценностей, позволяют выработать молодому человеку стойкий иммунитет к отрицательным формам жизни, умение отличать прекрасное от безобразного, возвышенное от низменного – как в произведениях искусства, так и в быту, в труде, в поведении людей.
«Сознание современного ребенка школьного возраста… пронизано атмосферой, ценностями, образами современной, по преимуществу, массовой, культуры, – отмечают исследователи. – Поэтому задачей школы оказывается, прежде всего, упорядочение, организация этой спутанной мозаики, этого хаоса впечатлений, представлений, знаний».В связи со всем этим особенно актуальным становится вопрос о поиске средств, способствующих осознанию культурных и духовных ценностей, формированию сознательного и ответственного отношения к жизни.
Как известно, этим целям, прежде всего, призван служить школьный урок, а в системе высшего образования – лекция, исходя из того, что общеобразовательные программы в нашей стране направлены на решение задач формирования культуры личности. Об этом, а также о единстве культурного и образовательного пространства как о принципе указано в российском законодательстве6. И это само по себе уже тоже является ценностью. По убеждению проф. А.П. Валицкой, урок (учебное занятие) может стать таким средством, если подходить к нему как событию культуры, которое осуществляется в рамках модели культуротворческой школы7.Еще одним, особым и, как показал опыт, действенным средством приобщения юного поколения к культурным ценностям является проведение школьного праздника «День Культуры», организация которого в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга в течение последних десяти лет выявила его огромный творческий потенциал8.
Идея Всемирного Дня Культуры была провозглашена в 30-е годы прошлого столетия во время подготовки к подписанию правительствами разных стран Международного договора по охране культурных ценностей – Пакта Мира (Пакта Рериха). «Там, где Культура, там и правильное решение труднейших социальных проблем», – писал инициатор этой идеи выдающийся художник и мыслитель Николай Константинович Рерих. – «Вводя в школах день Культуры, мы, также внушая задачи мирного строительства, будем возвышать и утончать сознание молодых поколений, утверждая его высокими примерами человеческого творчества»9.Главная идея Дня Культуры состоит в том, чтобы путем охраны человеческого творчества в сознание масс и подрастающего поколения закладывать уважение к духовным, культурным ценностям, которыми жило и живет человечество.
Для успешного осуществления этих действий необходимо сердечное участие всех творческих личностей и в первую очередь представителей интеллигенции. Воспитание вкуса принадлежит, прежде всего, интеллигенции, и это является ее обязанностью, не выполнять которую, как писал Н.К.Рерих, она не имеет права, и именно ей следует, наконец, возвысить голос против разрушительных тенденций в Культуре.Таким образом, формируя в процессе образования ценностные установки личности по охранению культурного наследия и утверждая общечеловеческие духовные ценности, мы получаем возможность возрождать и укреплять духовное здоровье, на котором основывается также и здоровье физическое – как человека, так и целой нации, а вместе с тем и всего человечества. В этом заключается неоценимое значение всемирного движения в защиту Культуры.
1 Жулина Н.В. Проблемы теории и методики начального образования в педагогическом наследии С.И. Гессена – Автореф. дисс… канд. пед. наук : Н. Новгород, 2004. ; Седова Е.Е. Аксиологические основания «педагогики культуры» Сергея Иосифовича Гессена. Эл. ресурс: http://analiculturolog.ru/index.php?module=subjects&func=viewpage&pageid=183
2 Заславская Т.И. Человеческий потенциал в современном трансформационном процессе // ОНС – Общественные науки и современность. – 2005. – № 4. – С.20.
3 Залевская З.Г. Духовно-культурные ценности: сущность, особенности, функционирование. – Автореф. дисс… канд. филос. наук. – Киев, 1990.4
Общечеловеческие и национальные ценности в изменяющемся обществе [Р.К. Кадыржанов, К.Ж. Нугманова, А.Г. Косиченко и др.] – М-во науки, Акад. наук Респ. Казахстан, Ин-т философии. – Алматы, 1997.– 219 с.5 Российская социологическая энциклопедия. – М.: Больш. Росс. Энциклопедия, 1993. – Том 2. – С.609-610.
6 Закон Российской Федерации "Об Образовании". Глава I, статья 2; глава II, статья 9.2
7 Валицкая А.П. Урок – событие в культуротворческой школе // Валицкая А.П., Антонова О.А., Жигалко Е.А. Урок как событие культуры. Сценарии: учебно-методическое пособие. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2006. – С.3-148 Уварова Л.И. День Культуры в школах Санкт-Петербурга: Методологические аспекты организации // Проблемы теории и истории культуры: Научные доклады и сообщения секции теории культуры Дома ученых имени М.Горького Российской Академии Наук. Ежегодник. Вып. 1/ Ред.колл.: докт. филос. наук, проф. В.В. Селиванов, докт. филос. наук, проф. В.П. Большаков, докт. филос. наук, проф. В.Г. Лукьянов и др. – СПб.: Дом ученых РАН, 2008. – С.50-58.
9 См. также материалы сайтов: www.cultura.spb.ru ; www.pedagogika-cultura.narod.ru.Знамя мира. [Документы, обращения, очерки] – М.: Международный Центр Рерихов, 1995. – С. 71, 83.
Л.И. Уварова (Россия, Санкт-Петербург)