«Искусство неизбежно должно выйти из своего замкнутого
существования и перейти к творчеству новой жизни»
Н. Бердяев
Корень многих проблем музыкального образования в отсутствии ярко выраженных мировоззренческих основ музыкального обучения и музыкальной деятельности. Первоначальный интерес, с которым учащиеся приходят в школу редко вырастает в искреннюю приверженность к высокому искусству, любовь к совершенствованию из-за отсутствия глубокого и возвышенного начала в самом строе образовательного процесса. «В чём смысл?» – спрашивают учащиеся-подростки в ответ на «требования» учебных программ.
Психологи отмечают нарастание кризисных ситуаций среди подростков, связанных именно с отсутствием смысловых ориентиров и в образовании, и в искусстве, и в жизни в целом. «Чем одарённее ребёнок, …тем более подвержен он кризисным состояниям, связанным с поиском смысловых оправданий искусства и бытия» [1, 256].
Если подлинная педагогика – «прикладная философия» (С. Гессен), наука, основанная на знании основ бытия, то подлинный процесс учения не что иное как путь приобщения к истинному Бытию. И искусство, художественное творчество должно быть одним из наиболее кратких «путей», ибо сам процесс художественного творчества опирается на человеческую цельность: на глубинное духовное начало, проявленное в чувстве, разуме и устремлении. Заметим, что задачи, связанные с поиском и реализацией национальной идеи, должны решаться на этом пути осознания и реализации единых законов Бытия… «Подобно тому, как личность созидается через работу над сверхличными целями, так и нация становится нацией лишь через работу над сверхнациональными заданиями… Нация тем более нация, чем больший вклад внесла она усилиями своих сынов в сокровищницу человеческой культуры» [2, 77].
Детскую активность легко стимулировать: оценкой, коллективной работой... Но насколько реализуется это глубокое человеческое “Зачем? В чем смысл?” И не в прагматическом “ключе”, но на уровне высших ценностных установок, и не “вообще”, а в каждом конкретном деле.
Выход из круга утомляющей активности и несозидательного “творчества” – в целенаправленном “насыщении смыслом” и глубиной всего процесса учения, предметного содержания, в смещении акцента на внутреннюю содержательность действия...
Многие великие исполнители подчеркивали необходимость воспитания в будущем музыканте не просто устойчивой мотивированности деятельности, но устремления к высшей ее содержательности, к сознанию служения. Вспомним также К.Станиславского, строившего систему воспитания актерского мастерства на стержне «сверхзадачи» единения в красоте…
Условия музыкальной школы позволяют обеспечить каждому ребенку «индивидуальный вход» в музыкальную деятельность через свободу, через творческую, осмысленную деятельность, но при условии, что с самого начала предлагается начинающему музыканту не «система оценивания» в музыке, а система ее ценностей и смыслов…
В своем коллективе (струнное отделение школы) мы выстраиваем процесс обучения на основе совместной (преподавателей и учащихся) концертной и концертно-просветительской деятельности. Отметки за сценические выступления не выставляются, оценка содержательная: что достигнуто, в чем следует совершенствоваться далее… Часть концертов проходит как концерты-беседы: о музыке, великих музыкантах, о подвижниках культуры. И большинство учеников предпочитает участвовать именно в концертах с беседами, которые, по их словам, помогают сосредотачиваться, вдумываться, «настраиваться на музыку»… Выступления детей в этих условиях действительно значительно отличаются большей осмысленностью, художественностью и свободой.
Красота – онтологическое основание искусства, творчества. Устремление сознания к Прекрасному – основа процесса музыкального воспитания. Устремление внимания ребенка к Красоте – основа педагогического метода в начальном обучении музыке.
Философское основание предмета необходимо не только взрослому ученику, но самому маленькому – в доступных и ярких образах... Именно младшие школьники скорее поймут большое значение знания и мастерства, т.к. не растрачены еще сокровища чистоты... Музыка – как “добрая сила”, красивое чувство, мысль...
Гармоничным и “энергосберегающим” будет обучение тогда, когда все явления профессионального плана будут представлены учащемуся в их жизненной сути. Звук, ритм, гармония должны открываться ребёнку как явления внешней и внутренней реальности, тогда обучение не замыкает в профессиональном мире, но расширяет мировосприятие, открывая возможности самостоятельного развития.
Для учащихся инструментального отделения необходимо проведение в деятельности, в постоянном общении ключевой идеи музыкально-исполнительского творчества: «Музыка есть мысль, выраженная в звуке, мысль красоты. Именно звук, интонация как мысль, поток мысли…» В нашей практике – опыт работы детского кружка «Орфей», с его идеей защиты Красоты в искусстве и жизни, свободными беседами о жизненных явлениях, где пересекаются «линии» непосредственного музицирования и размышлений о жизненных ценностях. «Что есть Красота, и такие малоосознаваемые сегодня явления, как “вдохновение”, “искренность”, “творчество”…?» (Беседы легли в основу книги-рукописи для юных музыкантов «Живая Скрипка»)
Философия должна помочь и учителю в открытии глубины смысла преподаваемого предмета в контексте жизни... Методика же – организовать предметное содержание вокруг ключевых явлений. Тогда уменьшатся объемы “знаний и навыков” неприменённых, и для каждого откроются возможности творчества.
В начальном музыкальном образовании можно по-прежнему идти путем “накопления” мастерства и знаний, “расцвечивая” не всегда простой, требующий упорных упражнений труд поощрением, отметкой. Но можно весь процесс обучения выстроить “вокруг” стержня-смысла: в каждое мгновение звуком мы творим пространство, порождая звук-энергию, звук-мысль... Какой он? И общим реальным делом музыкантов становится музыкальное просвещение – “просветление” жизни Музыкою...
Литература
1. Старчеус М.С. «Музыкальная одарённость» // Психология одарённости детей и подростков. Под ред. Н.С. Лейтеса. – М., 2000
2. Гессен С.И. «Основы педагогики» – М., 1995