На первую часть вопроса многие выразят недоумение, мол, «оно и не обязано»,
и они же возмутятся второй его частью – «тормозит». Однако всё это так, и
каждый не поверхностный и думающий ученик «среднестатистического» учителя в
системе музыкального образования на всех его ступенях согласится с этими
утверждениями.
Довольно давно, активно с середины прошлого века, в системе поднимается
вопрос об отлучённости внутренней жизни учащихся от процесса обучения
мастерству. Несмотря на теорию и провозглашённые принципы, которые должны
бы обеспечить и цельность сознания в обучении, и развитие духа и мысли ученика,
это не происходит – в силу ряда причин.
Главной из этих причин является поистине всеобщая убеждённость (и сообщества
музыкантов, и общества в целом) в том, что обретаемое мастерство (которое,
заметим, ограничивается техникой – не только в её узком понимании, но и в
широком – техникой выразительности) "само собой" «соединится»
с сознанием и мыслью исполнителя и …явит качество исполнения, способное
вызвать в слушателях "катарсис".
«Э, нет, – опять поправят, – на это способен лишь истинный талант, и
"этому не научишь"».
И вот здесь, именно в убеждённости в этой ложной идее, пролегает
граница между изжившей себя крайней материалистичностью в области
искусства и новым мировоззрением во всей сфере.
Именно талантливости и надо учить. Талантливость здесь
синонимична музыкальности исполнения, при этом правильно поставленное
обучение именно путём развития музыкальности выводит на поверхность и
все другие потенциалы способностей.
«Новое» в меняющемся мире и мире искусства – в понимании того факта,
непреложного, известного многовековой Культуре (в её истинном
понимании), – что именно мысль и живое переживание духовных реальностей должна
быть формирующим началом техники, всех без исключения умений ученика на
всех (подчеркнём, на всех) уровнях обучения. И при любых уровнях
начальных данных.
Начинающий должен осваивать умения, шаг за шагом научаясь координировать
своё непосредственное чувство и мысль со своим действием.
Только координация между психо-духовным движением и движением физическим
даёт ту потерянную (в процессе нарастания технических возможностей) способность
искусства служить действительному, не мнимому и не
поверхностному, развитию человека.
(Правильно организованный процесс развития человека в искусстве, в свою
очередь, восстановит роль музыки в общей культуре – она вновь обретёт почти
утраченную способность облагораживать общество).
Штампы рождаются не только из упрощённости подходов в обучении, они – неизбежное
следствие настроенности всего общества, включая сообщество музыкантов, на
погоню за успехом.
Обозначенный процесс координации психо-духовного с физическим –
медленный, и кроме того, требует усилий со стороны учителя неизмеримо
больших, чем ставшее традиционным форсирование "профессиональных"
навыков. Поскольку для действительного развития музыканта требуется комплекс
мер по расширению и углублению мировосприятия ученика, не только музыкального
кругозора, но прежде всего мировоззренческого, воспитание умения углубления
мысли, воображения в его способности находить не любые, а наиболее
возвышенные образы в работе над звуком и произведением.
Следующее возражение последует в том роде, что ученику со способностями – и
воображение, и мышление, и координация мысль-действие "свойственны от природы".
Да, и таких – единицы на многие тысячи. Но именно эти музыкально одарённые
и не приемлют "технократический" подход в обучении искусству. При
этом, к большому несчастью для слушателей, "звёзды" – редко из числа
этих прирождённых музыкантов. Поскольку быстро и без «творческих» мучений
именно будущие "звёзды" осваивают необходимые комплексы "штампов"
техники и выразительности. Пока одни «мучаются» от дисгармонии между внутренней
музыкальностью, духовной чуткостью – и внешними, всегда условными, усреднёнными
и упрощёнными в художественном плане требованиями системы, другие «мучают»
чутких слушателей духовной опустошённостью исполнения, поверхностностью
чувства, отсутствием живой, глубокой мысли и сердечного тока (не потому ли
концерты классической музыки стали концертами музыкантов для музыкантов?)
Уходит огромная Эпоха – Эпоха материалистической замкнутости сознания множества
людей, сказавшейся в полной мере во всех сферах культуры, в том числе и в
музыке.
Пришло время обновления. Необходимо, чтобы чуткость в людях сказала «нет»
механичности.
На современной сцене юные "звёзды" блещут уже не только копированными
приёмами звукоизвлечения, как это было прежде, но даже имитацией
чувства, копированием даже «эмоциональной» окраски звука, таких
вибраций, которые неопытный слушатель не отличит от подлинных
переживаний.
Музыкант часто «играет» в музыкальное исполнение как драматический артист
сценический образ – изображая музыканта, вместо того, чтобы проводить в
звуке мысль, с её живой вибрацией, рождённой в своём духе и сознании, в
сердце. «Изображает» явление мысли, чувства… Это уже механичность,
достигшая своей "кульминации".
Тот факт, что именно механичность отлучила массы людей от великих
классических произведений (явив их "скучными" – ещё бы, когда
сами исполнители не чувствуют красоты воплощённых в великой музыке мыслей
и энергий) – это ещё не вся проблема. Что ещё хуже – такая практика
"музицирования" останавливает развитие самих музыкантов.
Наступившая Эпоха уже не оставляет места этому привычному для материалистичного мира
«раздвоению» человека - творца, или человека - деятеля.
Звучание должно быть и мыслью, и молитвой, и стремлением выразить наиболее доступный
сознанию уровень красоты, присущей Бытию.
В этом единый смысл искусства, его назначение. Нет смысла в умениях,
которые не только не выводят на поверхность глубины мысли и духовного
чувства человека, но стоят на их пути.
Новое искусство и новое обучение востребует целостности сознания
человека, человека цельного.
(Притчи на нашем сайте служат воспитанию мировоззрения и воображения
начинающего музыканта. Ряд статей описывает процесс гармоничного воспитания
техники, развивающего музыкальность ученика и общую талантливость.
Три принципа являются главными в этом процессе: 1. «Ни звука без мысли», 2. Возвышенный
образ, и 3. Искренность, подлинность, а не имитация. Для этого
необходимо во всём заменить принцип соревнования на принцип общего дела.
Нельзя забывать, что искусство как Служение – вечная идея подлинной
культуры. Основа талантливости в человеке.
Именно на этой идее служения, идее Красоты, во всей
практичности, следует воспитывать детей – Не декларативно, как к этому
привыкли, а именно практически и методично, внимательно выстраивая весь процесс
обучения.
И практика, и теория давно доказали, что только искренность исканий
даёт в искусстве талантливость. Обучение, утвердившееся на конкуренции и
поэтому сокращающее именно то, что является главным в мастерстве,
порождает механичность и бесталанность. И к этому все привыкли, заместив мысль
и одухотворённость – яркой подражательностью уже далёким (или недоступно
редким) отдельным явлениям подлинного искусства исполнения Музыки.
21 мая 2023 года