В современных условиях и учителя, и родители учеников в
своём стремлении обеспечить объём «тестируемых» знаний и умений мало обращают
внимания на то, что в действительности слышит и понимает ребёнок в музыке, этом
поистине чудесном явлении творчества, наиболее близком человеческому сердцу и
духу.
Утверждение о том, что жизнь востребует не просто
оснащённого навыками специалиста, но человека тонко чувствующего и
проницательно мыслящего, то есть умеющего учиться и углублять мастерство и
знание, стало трюизмом, но именно глубина по-прежнему самое редкое явление
современного образования, и музыкального в том числе.
Правильно поставленное воспитание в искусстве направляет
внимание учащегося на целостное явление Красоты как основания всей жизни, как
ценности каждого её мгновения. Именно красоту, проявленную во многообразии
ритмов и гармоний, вибраций, утончающая шкала которых восходит в
Беспредельность, изучает и осуществляет человек в искусстве.
Не когда-нибудь в будущем, но с первых уроков и непрестанно
ученик - музыкант должен чувствовать учение как поступенное освоение области
красоты звука и ритма, гармонии.
Ритм, точность звуковысотного интонирования, качество
художественного интонирования – эти повседневные задачи предмета
«специальность» в сознании многих учеников из поколения в поколение не только
плохо соотносятся со знаниями, получаемыми на предметах теоретического цикла –
«сольфеджио», «музыкальная литература»,
но даже «внутри» самого предмета «специальность» процесс развития
отдельных навыков и умений в результате являет сложный комплекс часто довольно
безжизненного явления – исполнительская деятельность ученика. Учитель, незримо
играющий руками ученика, или ученик, бойко, технично исполняющий, но не
воспринимающий произведение как ценное художественное явление и не умеющий
применять знания, получаемые на других предметах, – наиболее частое явление в
области детского музицирования.
Механические приёмы игры, формальное отношение к знаниям, или сочинения,
в которых мало проявляются попытки произвести нечто содержательное и красивое, –
всё это – наиболее частые признаки разобщённости сознания ученика с процессом
обучения. В таких случаях традиционные методики воспитания требуют
«заинтересовывающих» форм и подходов, не акцентируя при этом необходимость «вектора»
внимания к красоте.
Именно красота – та огненная основа, которой искусство
обязано всеми своими чудесными свойствами воздействия на сознание. Именно искры
огня красоты, воспринятые сердцем человека, производят преобразования во
внутреннем его существе, именно воздействие красоты является решающим фактором
развития всего комплекса музыкальных способностей в их гармоническом единстве.
Не только музыкальность воспитывается вниманием к красоте,
но и жизненность всего процесса обучения тоже обеспечивается внимание к
Красоте. Именно восприятие музыки как таинственной области красоты, проявляющей
себя в звуках и ритмах, поможет объединить все элементы знания и мастерства.
Особенно в начальном образовании очень важно стремиться к
созданию условий, помогающих ученику каждый изучаемый предмет воспринимать не
просто не изолированно от других предметных курсов, но видеть его как ещё один
аспект понимания таинственных законов
музыки.
Будь то история или теория музыкального творчества, или
исполнительство, каждый элемент – часть неделимого Целого – Музыки, или
звучащего Аспекта жизни, в которую включён каждый человек. Не абстрактное
знание, но естественность объединяющей мысли, синтез, столь необходимый во
времена ускоряющихся информационных витков.
Способность осмысливать весь комплекс предметов как
целостное знание о Музыке зависит и от степени проявляемого учениками интереса,
и от степени синтетичности в подаче материала. Не столько объём знаний и
навыков, сколько способность объединять в сознании различные аспекты
познаваемого явления, предмета, пусть будет целью в начальном обучении. (Так
называемые «межпредметные связи» не решали проблему объединения элементов
музыкального знания в прежних десятилетиях, тем более не могут решить сегодня,
в новых вариациях этой идеи, каким бы системным ни выглядел подход к обучению).
Для ученика с потенциалом культуры и чувством красоты будут
необходимы наиболее существенные знания, принципиальные и объединяющие основы
предмета, именно его вневременные ценности. Но каждого ребёнка можно приобщить
к качественному процессу познания, развить его музыкальное сознание, если
процесс обучения не будет форсирован и будет осуществляться на основе
взращивания культуры общения с музыкой как умения слушать, осмысливать,
сосредотачивать внимание, создавать возвышенные образы, ориентируясь на
внутреннее чувство красоты.
Каждое отдельное явление знания или навык можно предложить
ученикам как неотъемлемый элемент Музыки, объясняющий один из её аспектов или
позволяющий приблизиться к красоте звучания.
Способность объединять в сознании различные аспекты
изучаемого предмета исходит из общей способности синтеза – этой духовной по
своей природе способности, или качества сознания, позволяющей улавливать суть
явления, видеть целостность и ощущать скрытую глубину явлений.
Воспитание этой способности, точнее, качества сознания,
опирается на воспитание чувства красоты и знание Основ Бытия. Синтез не только
насыщает энергией каждую из отдельно взятых способностей, но позволяет из
множества разнопорядковых сведений выделять те, которые ведут к углублению
знания и утончению качества деятельности.
Настоящее время, не отменяя достижений педагогики прежних
десятилетий и веков, выводит в качестве ведущего принципа обучения принцип
цельности в самом широком его приложении: принцип цельности изучаемого явления,
цельность сознания ученика. Чувство красоты – в основе этой желаемой цельности,
или жизненности. Именно воспитание чувства красоты как тонкости восприятий и
тонкости художественно-творческих потребностей является ещё не применённой на
практике истиной, ключевым фактором улучшения качества музыкального
образования.
Понятие красота является самым лаконичным выражением задачи
цельности – как метода, так и цели. Способность синтеза – это углубленное и
утончённое чувство красоты, простирающееся на всю область восприятия жизни,
охватывающее зримость и Незримое.
Способность синтеза – это свойство утончённой психической
энергии, которой обладает сознание одухотворённое и чуткое к красоте.
Век двадцатый закрепил соответствующими формами принцип
предельной дифференцированности в изучении каждого предмета, что привело к
многочисленным явлениям безжизненности знания, проявилось в загромождённости
деталями учебно-образовательного процесса. Эта крайняя разделённость стала проблемой
даже в искусстве, где главенствует творческий процесс, с присущей ему
импровизационностью, изобретательностью, спонтанностью.
Казалось бы, творчество должно сохранять жизненность, а
красота питать чувства и поддерживать интерес. Однако даже в музыкальной
деятельности необходимая детализация
действий, элементов исполнения, когда она не освещена восприятием единого
целого, в итоге часто приводит к безжизненности и комплекса навыков и умений, и
бесталанности исполнения классических произведений, где именно идея формирует
образ, а образ раскрывается в многообразии интонаций, в их несказуемых
оттенках.
Оба аспекта изучения музыки – практический и теоретический,
предполагают умение учителя каждую задачу ученика подать в свете цельного
знания, в свете более широкого явления, чтобы ученики как можно реже упускали
из сознания Музыку и задачу искания красоты.
Восприимчивость ученика пробуждается от соприкасания с
красотой высокохудожественных произведений искусства. Но эту красоту надо
показать, дав соответствующие задачи вниманию.
Всегда следует помнить, что очень немногие ученики
способны самостоятельно преодолевать
тенденцию крайней изолированности всего сложного комплекса умений и знаний,
присущую образованию в целом. Это активно побуждает многих учеников
приспосабливаться, отделяя свою жизнь от школы, ум от знаний, истинные интересы
от всех многочисленных творческих заданий, иначе говоря – фальшивить. Задача
цельности именно поэтому не просто имеет образовательную ценность, но является
жизненно важной. Нет ничего хуже неискренности, закрепляющей привычку жить в
состоянии самоотчуждённости, отлучающей сознание от глубины – источника
психической энергии, соответственно – от всех потенциальных способностей и
иммунитета в самом широком его понимании.
Мера знаний и навыков должна определяться мерой вмещения
ребёнка, то есть его способностью осознавать получаемые знания и умения. В
процессе оценивания следует учитывать индивидуальный ритм каждого ученика. Не
количество освоенных трудностей и объёмы информации, но степень понимания
явлений музыки и овладение творческим процессом с критерием в нём культуры,
тонкости, сознательности – пусть станет главным оцениваемым умением в начальном
музыкальном образовании.
Особенность настоящего времени – в энергетической
насыщенности пространства, в ускорения ритмов жизни. Эта особенность делает
мало применимыми сегодня методы уходящей Эпохи, суть которых – изощрение
методик скорейшего внедрения в сознание ученика тех или иных сведений, навыков.
Эпоха Новая направляет к исканию качества знаний как общей просвещённости и
культурной утончённости, направляя внимание к неделимым основам, объединяющим
многие линии познания и творчества
Музыка, воспринимаемая учеником как красота и гармония,
помогает объединить явления отдельных знаний, опытов, и произойдёт это более
естественно, чем на пути методик объединения информации разных предметных
циклов. Покажите ребёнку звук как интонацию, интонацию как мысль, укажите
особенности соотношения звука и ритма, и дайте в качестве материала обучения
только высокохудожественные произведения, сказав о подвиге их творцов, и он
усвоит в музыке больше, чем при самом изощрённом соединении сведений из
различных курсов. Объединяющим началом всегда является начало жизненосное. В
искусстве этим жизненосным началом является Огонь красоты.
Мир уходящий уходит вместе с механичностью подходов. Цинизм
молодого поколения в отношении школьного обучения во многом обусловлен
потребностью в знаниях, отвечающих на неосознанный часто запрос духа.
В процессе обучении детей музыке, где основою является
способность к длительному сосредоточению и глубина внимания ученика, выявляются
несоответствия во всей системе образования детей, которая, перейдя на внешние
критерии качества знаний и акцентируя внимание на амбициозных проектах,
принесла плоды в виде снижения не только этих способностей, но и снижение
качеств искренности, способностей к сотрудничеству. Часть учителей-музыкантов,
используя отработанные системы в виде методик ускоренного обучения, пожинает
плоды псевдоуспехов детей, за которыми не успех в искусстве, а искусственность.
Игнорирование факта изменившегося и быстро меняющегося
пространства бытия, когда акцентируется психический, духовный аспект каждого
действия, делает малопродуктивными любые стереотипные методы.
Знающие астрологию могут объяснять процесс неэффективности
некогда успешных путей изменившимися ритмами пространства, воздействиями,
которые стимулируют в человеке иные ресурсы внутренней сущности. Изучающие
психологию в социальной динамике тоже могут предлагать объяснения такого рода:
скорости мира явно увеличились, люди в их жизненном «беге», оставляют только
самое необходимое, таким образом, одни предельно «уплощают» все свои подходы к
жизни, творчеству, познанию, другие именно ощущают необходимость углубления.
Учение Духа – Живая Этика даёт человечеству периода смены
Эпох понимание сущности возникающих остановок в развитии, движении некогда
работавших и успешных систем. Причина разложения на всех путях одна – смена
энергий. Необходимость искать глубину знаний, глубину качества, утвердиться в
глубине своего духа – необходимость объективная, обусловленная ритмом бытия.
Можно сказать, «время» ставит перед людьми задачу в каждом деле найти
возможности объединения духовной жизни с задачами деятельности, точнее
согласовать ритм «внутреннего дыхания» сознания с внешними трудами мысли и
воли. И главное – преобразовать сами цели этих трудов, сделав их созвучными
времени, то есть – эволюционным задачам.
Музыкальность основана на потенциале чувства ритма и
чуткости к звуку, заложенного в духе каждого человека. Попытки механического
подхода к раскрытию этого потенциала, который и есть потенциал всех творческих
способностей, снова явят множество ошибочных методик. Много ещё будет попыток подменить
светлое и трудное искание, в основе которого пробуждение восприимчивости к
красоте, суррогатами в виде тех или иных форм, основанных на механичности и
бессознательности.
Просвещённость и истинная любовь к прекрасному всегда
помогали в распознавании сущности явлений. В Новой Эпохе основою просвещённости
являются знания о психической энергии. Стремление к тонкости вибраций во всём и
чуткость к мысли закроют входы для грубости во всех её проявлениях. Осознание
беспредельности пути человека заставит переосмыслить многие цели и ценности,
понять, что наиболее возвышенные из них являются и наиболее практичными. А
пути, которые основаны на принципах сиюминутного прагматизма, увидятся, наконец,
как самые долгие, ведущие к многим потерям и к необходимости вновь и вновь
начинать с самого начала.
Искусство музыки глубоко, как сама природа духа
человеческого, и тонко, как мысль.
Чуткость в каждом действии, осознанность и теплота в каждом
прикосновении к музыкальному инструменту – путь медленный, но человечный. Ускорение
результатов, выведение на первый план внешних достижений – путь тупиковый для
искусства и человека.
Осмысление и вдумчивость пробуждает потенциал интуиции.
Искание согласованности музыкального исполнения с мышлением,
музыкального звука со звучаниями Пространства будет способствовать утончению
восприятий ритма, гармонии, поможет осознанию созвучия как принципа,
помогающего не только больше понимать искусство, но и находить правильные пути
к решению самых различных задач жизни.
Звук музыкальный объединяет планы человеческого сознания,
согласовывая и сближая План физических восприятий с Планом Невидимости – Планом
восприятий духа.
Синтез – как способность целостного восприятия и умение
воспользоваться знанием для нахождения большего знания, знания – озарения,
питается чувством красоты.
Классическая музыка как основа репертуара начинающего музыканта является самым продуктивным путём развития всех способностей. Ценность развития ребёнка музыкою полностью обусловлена качеством музыки, которую ребёнок слушает и исполняет, и качеством внутреннего действия. Внимание к красоте и содержательности произведения, красоте звука, к интонации как выражению мысли, – это та принципиальная основа, на которой следует утверждать обучение с самого начала. При этом объясняя детям задачи служения музыканта и тем помогая ориентироваться в тенденциях искусства, различать светлое и тёмное, вырабатывать иммунитет против пошлости и стойкость в следовании идеалу красоты в искусстве и в жизни.
06.03.2019