Живая Школа


"Живая Школа"

— сайт, на котором вы сможете узнать о новой педагогике, ориентированной на духовное развитие, базирующейся на Знании основных Законов Бытия и законов психической энергии. Можно познакомиться с новой методикой музыкального образования и воспитания (развитие музыкальности, музыкального мышления, музыкально-исполнительского мастерства...), основанной на принципе развития сознания и воспитания духовных потребностей личности.

На сайте размещены только уникальные авторские тексты. Их основа – многолетняя педагогическая и творческая деятельность авторов сайта, основанная на знаниях Учения Живой Этики.

Об искусстве и красоте

15.08.2017. О технике музыканта.

Очевидно, что техника музыканта не должна сводиться к механике. Каждое прикосновение к инструменту должно быть осознанным психическим действием.

Но, видимо, пора принять новые наименования, уточняющие суть задач начинающего музыканта и проясняющие сущность музыкально-творческого процесса для музыканта-исполнителя. Так же, как понятие звукообразование подчёркивает индивидуальное творческое начало и ответственность, так же понятие психотехника музыканта лучше передаёт суть задач мастерства как достижение гармонии внешнего и внутреннего начал.

В процессе обучения детей часто внимание настолько концентрируется на внешней форме движений и действий, что теряется то главное, ради чего инструмент берётся в руки – энергия и мысль.

Именно эти два великих аспекта Действительности во всех видах творчества человеческого, и музыкального творчества в особенности, составляют главную и непреложную ценность. Искусство, как наиболее последовательное и целенаправленное искание гармонии между зримым и Незримостью, фокусирует свои достижения именно как явления сокровенных связей между Тонкими Планами и физическим миром. Понятием, олицетворяющим сущность этих сокровенных исканий, является красота.

Но в последние десятилетия нагнетение сил конкуренции стремительно отдаляет искания музыкантов от целей жизненности и красоты. Ускорение технических достижений делает игру начинающих механичной. Живая жизнь души и духа заменяется вредной эмоциональной ажитацией. Взрослеющий «вундеркинд» не может обрести то, что оставлено за рамками стремлений с самого начала – содержательность, красоту энергий музыки, ибо аппарат сформирован как комплекс механических умений, когда «руки отдельно от души».

Психотехникой музыканта назовём способность передавать энергии мысли и духа посредством тонко организованных связей между внутренним слышанием, чувствованием, осознанием, видением и – физическим аппаратом, являющим чуткость и точность. Труд в этом направлении осуществляется с первого урока и ни на мгновение не теряя цели и не жертвуя гармонией «мысль-звук» ради быстроты приобретения новых внешних навыков.

2018– 06 – 06 Виртуозность.

Красота… эта вечно ускользающая реальность, настоящее бытие – человека и искусства. Если нет уловленной энергии красоты, света красоты, то нет и искусства.

При отсутствии этого тонкого явления – красоты – мало смысла в жизни человека, и совсем исчезает смысл трудов в искусстве. Только понимание этой ценности, такое простое и понятное, привнесёт жизнь в спешащую к «достижениям» школу музыки, на всех её уровнях.

Что такое виртуозность? Разве привлекательность виртуозности, являющейся слушателю как «скорость и блеск», не есть красота в аспекте полётности её существа? Красота, уловленная в мгновениях стремительно несущихся ритмов… Но не механика несёт слушателю вдохновенные эти ритмы. Именно дух исполнителя, именно красота, уловленная духовным слухом и заново обретённая в звуковом поиске, вдохновляет слушателя.

Сколько скоростей и удивительных подробностей технических умений можно наблюдать и слышать на современной сцене, а виртуозность по-прежнему редка. Восторг сердца, чувствующего огненные ритмы в ткани звука, восторг, нашедший своё выражение в исполнении – то, что является вдохновением виртуозности. Послушаем исполнение Ф. Крейслера… Как отличен его стиль, сколько блеска и огня… И как далеки от настоящего полёта многие несчастные ученики-виртуозы, которым не объяснили их учителя, что не скорость и точность – их истинная цель, что это нахождения, нужные не сами по себе, «внутри» этих нахождений – новые и новые нахождения, ведущие к красоте…

Так бегущий к вершине горы, одолев бурный поток, густой лес, наконец, достигает вершины. И что же? С вершины можно видеть красоту пространства и звёзды, но молчит сердце «достигшего», не может испытать радость открывающейся новой красоте. Почему? Потому что в своём беге он не успел рассмотреть и восхититься тем сокровищам, которые были на его пути – сияли в том потоке, лежали сокрытыми в том лесу. Вот она, вершина, но молчит сердце «достигшего», ибо оно не научилось тому, чему должно было научиться в пути – радоваться нахождениям красоты – сокровищам, сокрытым в каждом мгновении пути…

Не будем слепы и глухи, сокровища – не вдали, они в каждом звуковом мгновении, в материале простом и сложном равно трудно их найти, но именно в этом – истинная задача музыканта, от решения которой и зависит достижение истинного мастерства.

2018-10-01. Смысл искусства – в его способности служить проявителем ритмов высших сфер бытия. Учить искусству – значит не только вооружать приёмами мастерства, но с первых шагов обучения воспитывать понимание необходимости стремления в эти возвышенные области, где мысль и дух соучаствуют в Единой Жизни, объединяя сознание человека с бытием всего космического Мира.

Ученик в искусстве обучается возвышенно чувствовать и глубже мыслить, целенаправленно утверждаясь в умении находить наиболее прекрасные образы и наиболее возвышенные идеи.

Приобщение к истинному искусству – это осознание красоты, питающей мир. И сама техника в искусстве – это умение выразить наиболее возвышенное, наиболее тонкое, огненное начало.

С самых первых звуков нужно направить внимание ученика на поиск красоты, научив слышать внутренне качество звучания, его сердечность, теплоту и тонкость. Без этого необходимого, устойчивого устремления нет искусства, есть лишь ловкость внешних действий, которые в Эпоху напряжённых противостояний Света и тьмы, созидания и разрушения, будут лишь умножать поверхностные энергии, легко становящиеся на службу хаосу, разрушающему всё наиболее ценное в человеке и в пространстве.

Красота – в устойчивости стремления к высшим восприятиям.

2018-11-25 Вибрации – основа понимания музыки и искусства в целом.

Гармония вибраций, соотношение вибраций составляют основу представлений о сущности искусства.

Ценность произведения искусства полностью определяется тем, насколько утончённый строй вибраций в нём явлен, насколько гармонично явление сочетания вибраций. Цвет, звук, композиция – всё это явления некоего уровня вибраций в их соотношениях. Музыкальность, это самое обобщённое понятие музыкальной практики, может быть вполне и непротиворечиво определено только на основе знания о вибрациях.

Все явления подмены истинной выразительности приёмами внешней техники уйдут, когда утвердится внимание на явлении комплекса вибраций исполнения. Звук, этот сложный синтез вибраций духовных, психических и физических, так часто бывает дисгармоничным, когда внутренний строй вибраций либо мало проявлен, либо не согласован с вибрацией физической.

Учить искусству следует, с первых шагов воспитывая чуткость к красоте, чуткость к искренности и потребность в утончённости, сердечности. Всё поверхностное, всё натянутое, как чужие приёмы техники, так и эмоциональная ажитация, должно быть оставлено ради подлинной музыки.

Музыка, музыкальность – это явление высокой гармонии вибраций внутренних и внешних. (Восточная традиция импровизации предполагает обязательное согласование звука как синтеза вибраций, явленного исполнителем, и ритмов, или вибраций, пространства – тоже сложно звучащего).

Талантливое искусство всегда космично, ибо вся вдохновляющая суть искусства – это проводимый им строй высоких вибраций: вибраций духа человеческого, вибраций Надземных, вибраций космических лучей, которые дух гения улавливает и проводит как новые явления красоты.

Когда говорят о космичности музыки Моцарта, это не следует воспринимать как яркую метафору, но как вполне научное явление, когда для проведения высоких вибраций надземного порядка найдены соответствующие формы ритмов и звукосочетаний. Но не механично это понятие согласованности вибраций. Именно высоконравственное явление, самое возвышенное чувство и мысль – сущность космической вибрации. И без сотворчества исполнителя в этом же направлении поиска вибраций, или поиска красоты, музыкальное произведение гения останется «молчащим».

Искусство на всех этапах его проявления требует духовных усилий и сотрудничества на всех уровнях, на всех Панах жизни.

Вибрации и огонь, или энергия психическая, станут единым основанием нового понимания ценности искусства и его великих возможностей в развитии сознания и духа человеческого.

2018-11-14 Движение «В Защиту Красоты».

Искусство призвано выражать глубину бытия, глубину жизни духа; современное искусство отражает лишь пёструю поверхность человеческих эмоций.

Искусство рождено как отклик духа человеческого на великий Зов Красоты, идущий из глубин Пространства и доносящий до Земной сферы отголоски тончайших звучаний и ритмов, непрестанно творимых Космической жизнью. Но искусство современности упорно пытается привязать слух человеческий к рёву земного хаоса.

Великое искусство умеет уловить свет Истины и вызвать отклик в сердце человеческом. Искусство обычности, так ценимое современностью, умеет заглушить в сердце человеческом импульсы духа.

Когда же человечество утвердится в разумении блага настоящего искусства и откроет входы красоте?

Красота естественно может войти в жизнь каждого ребёнка, нужно лишь не прятать от детей великое искусство, не унижать его умалением, не оскорблять насмешкой. Нужно дать слово истинной педагогике и истинной психологии, развивающимся на законе права каждого ребёнка на самые тонкие образы красоты, на самые возвышенные мысли.

Когда учитель, воспитатель, родитель, подведя малыша к великому творению искусства, скажет, сам искренне воспринимая: «Посмотри, послушай – как красиво», – вибрация красоты проникнет в сердце ребёнка. И он не захочет больше видеть, как унижается прекрасная музыка клоунскими приёмами привлечения внимания, как на театральной сцене глумятся над красотой мысли великих произведений под видом современных трактовок.

Утверждённый подход бережности ко всем явлениям красоты может спасти множества от окончательного разложения. Нужно организовать новое Движение в защиту красоты. Такие движения возникали в различные Эпохи. Когда тьма готовилась торжествовать победу, когда грубость попирала все проблески утончённости, когда голос знания не был слышен массами, а религии утрачивали связь с жизнью, поднималось Знамя Красоты.

Идея защиты Красоты проявлялась по-разному, когда поднимались на знамёна идеалы искусства прошлых эпох, когда возвещались новые, более возвышенные общественные идеалы, более высокие ориентиры творчества. Группы подвижников начинали упорно продвигать новые идеалы творчества в искусстве, в познании, смещающие старые формы. Наш сложный век, граница Эпох, с его сложностью исканий и справедливой тяге к свободе, должен усвоить урок красоты, понять непреложный закон красоты, определяющий судьбы всех трудов, всех усилий: остаются в веках и слагают новые ступени культуры всегда лишь те искания, в основе которых – стремление больше и полнее выразить Прекрасное.

Идеал почитания Красоты достаточно сокровенен, человечество давно болеет грубостью, поэтому всё наиболее возвышенное вынуждено скрывать свой облик. Но под покровом любой истинно прогрессивной тенденции можно рассмотреть идею Прекрасного.

Пример, или тон, почитания прекрасного, всегда открывал кратчайший путь выхода из всех создавшихся тупиков жизни. Пришла пора снова подняться на защиту Красоты, ибо свет её так мало востребован современностью. Во времена, когда поникал свет красоты, творились наибольшие ужасы, попиралось достоинство человека, уничтожалось знание, подавлялась свобода мысли, огрублялись религии. Не такое ли время сейчас?

Так пусть новое Движение защиты красоты поднимет знамёна. Это новое Движение не будет обычным. Полотнища знамён не будут развеваться на древках. Знаменем будет пламя священного огня почитания красоты в сердце. В сердце каждого будет звучать его сокровенный идеал прекрасного. Общим будет лишь единое стремление привнести в жизнь огонь любви к красоте, бережности ко всем проявлениям красоты. Поднять брошенное и затоптанное великое искусство возвышенной музыки, одухотворённой литературы, театра, очищающего и поднимающего душу.

Поддержать всё возвышенное в творчестве современном и восстановить бережное отношение к великому искусству прошлого. Подобно сухой листве под дуновением свежего ветра, унесётся всё пошлое, пустое, уступив место тонкому, сердечному, искреннему, глубокому. Красота займёт свой трон в здании человеческой жизни. И жизнь преобразится. Истинно, лишь возвращение на трон Царицы мира – Красоты спасёт заблудившееся человечество.

Ноябрь, 2018