Живая Школа

На сайте "Живая Школа" вы сможете узнать о новой педагогике, ориентированной на духовное развитие, базирующейся на Знании основных Законов Бытия и законов психической энергии. Можно познакомиться с новой методикой музыкального образования и воспитания (развитие музыкальности, музыкального мышления, музыкально-исполнительского мастерства...), основанной на принципе развития сознания и воспитания духовных потребностей личности.

На сайте размещены только уникальные авторские тексты. Их основа – многолетняя педагогическая и творческая деятельность авторов сайта, основанная на знаниях Учения Живой Этики.

Почитание учителя как закон тонких энергий и основание культуры общества

Цветы и слова благодарности учителям, звучащие на выпускных и в преддверии Дня учителя, не могут заменить явное отсутствие в обществе культуры восприятия учительского труда, понимания уникальности взаимоотношений «учитель - ученик».

В современном мире совсем не очевидна необходимость уважения учительского труда и почтительного отношения к учителю. И уж совсем мало понимания, что почитать дающего знание – это нравственный закон, закон тонких энергий, закон космического порядка.

Многие сегодня убеждены, что учить – такая же область «услуг» в современном Мире, как и все другие. И дело не только в том, что государство на глазах общества эксплуатирует интеллигентность учителя, забирая его лучшие силы и при этом настойчиво убеждая и общество, и самого учителя, что, коль уж избрал учительский труд (по призванию ли, или по недостатку других способностей) – значит доля такая – пребывать в униженности и нищете.

Учительский труд уникален мало с чем сравнимой выдачей психической энергии, истинно степени жертвенной, при которой учитель отдаёт тот человеческий запас энергии, который является основой саморазвития. (Вспомним «типаж» возрастного школьного учителя, над которым принято подсмеиваться, и поймём причины «учительских характеров»).

При особой энергоёмкости труда учитель, в отличие от других «оказывающих услуги», не может сам потребовать к себе уважения, часто даже внешнего его проявления – такова «специфика» современного мировоззрения. (Европейского по природе, ибо на Востоке учителя воспринимают иначе).

Но главное, что делает труд учителя особенно сложным в настоящее время, – это то, что обучающий не имеет возможности опереться в своём труде на потребность в его труде – на потребность учиться. Именно так, при очевидной необходимости образования востребуются всегда результаты труда учителя, но не труд учителя!

Процесс обучения, как ничто другое, требует сотрудничества учителя и ученика. Понятие сотрудничество слишком обесценено в разговорах о методах и методиках сотрудничества, искажено в сущности своей.

Сотрудничество учителя и ученика возможно лишь при равной степени усилий: учительскому желанию научить должно соответствовать желание ученика научиться. Никакие внешние формы не могут заменить этого энергетического состояния гармонии энергий, которое нельзя вызвать, нельзя создать внешними способами. Сотрудничество «учитель - ученик» – явление, которое базируется на культуре всех участников образовательного процесса, включая родительскую общественность и государство. И более всего – на мировоззрении общества. При низкой культуре общества сотрудничество в обучении – всегда единичные случаи, но никак не система.

К врачу идут, чтобы вылечиться и желают этого. К учителю не идут, чтобы учиться. Здесь принципиальна именно глагольная форма. «Потребитель» услуг учителя, «массовый», – это не желающий учебного труда ученик и родители, которые не менее самого ученика тяготятся усилиями познания и совершенствования.

(Не потому ли из-за букета учителю очень редко вы заметите излучения благодарности. Ведь это он, этот учитель, вечно не даёт покоя, требует, заставляет совершать усилия – Учиться!)

Востребованность учителя обществом есть показатель определённой культуры общества. Ибо труд учителя – это среди прочего постоянное побуждение ученика и непременная требовательность как к ученику, так и к родителям, если ученик малолетний.

Так труд учителя, качественный, который хочет получить общество и государство, возможен только при условии труда обучающихся, труда осознанного и добровольного.

«Ну, так и воспитывайте потребность в учении – мягко, терпеливо, одобряюще и ненавязчиво», – так скажут. Скажут и потребуют – результат в виде конкурентоспособных знаний.

Однако медленность процесса воспитания и скорость получения результатов не согласуются, как бы грамотно и героически ни трудился учитель.

Множество концепций и методик, направленных на снижение нагрузок или давления школы на ученика, как бы ни были хороши, не могут ни отменить этого главного – усилия обучающегося, ни заменить его, ни воспитать быстро. Ни игра, ни изысканность общения, ни особые формы обучения не могут заменить учебного усилия. Не могут и воспитать потребность учиться, если она отсутствует.

Любая «хорошая школа» может лишь укрепить желание учиться, не погасить его в тех, в ком оно является врождённым качеством. Но в случае ученика, не имеющего врождённой потребности учиться, никакие методики не приведут к образованию в его подлинном смысле – к обретённой культуре знания, мышления и мировосприятия. А уровень высокой информированности при отсутствии потребности учиться (духовной по природе) будет достигнут ценой «дурной воспитанности» (когда «высокообразованные» специалисты входят в жизнь с одной страстной самолюбивой и честолюбивой задачей, становясь не созидателями, но разрушителями культуры своей страны).

Такова закономерность и такова реальность.

Почитание учителя – закон получения знания, закон, всеобщность которого обществу ещё предстоит осознать, вырасти до его осознания.

Учить – это не синоним выражения «оснащать информацией». Это, без преувеличения, процесс взращивания сознания.

Потому нет труда важнее учительского. Необходимое просвещение (не информированность, но именно просвещение как духовное основание прогресса общества и государства) общество получает только благодаря труду учителей.

Теперь рассмотрим, что есть почитание учителя для ученика – с точки зрения психической энергии, законов тонких энергий.

Как сказано выше, знания передаёт учитель посредством своей психической энергии, выстраивая при этом целостный процесс воспитания сознания ученика – для восприятия следующих ступеней знания. Благодарность и почитание учителя – необходимо отнюдь не для учителя, хотя и облегчает процесс обучения.

Почитание учителя – лишь закон тонких энергий, «канал» по которому передаётся знание. Знание – тоже Энергия. Самолюбивый и непочтительный «ученик» – не просто требует от учителя всё больше и больше его сил для своего обучения, но не получает (не от учителя, но от «Знания») ещё то несказуемое нечто, что есть сама «соль» процесса познания.

Знание – один из Аспектов Энергии Бытия. Поэтому огонь сердечности закономерно неотделим от настоящего познания. Сердечность ученика открывает ему восприятие Знания, которое много больше, чем любая информированность. Знание – объём, информация – плоскость.

Знание и бытие – в Действительности едины.

Знание обретается разумом и сердцем (духом) в их единстве, информация – внешней деятельностью интеллекта.

Теоретическая педагогика – одна из наиболее разработанных областей гуманитарного знания. Но при всей мощности психологического и философского её базиса, при оснащённости современными методиками обучения сегодня педагогике крайне недостаёт знания о «внутреннем человеке» – о «тонком» строении человеческого существа, о законах тонких энергий, находящихся в основании всех созидательных действий.

Без этого знания будет продолжаться «выхолащивание» сути основных понятий педагогики, а на практике процветать грубость и её обратная сторона – сентиментализм.

Почитание учителя – это разбуженная сердечность, пробуждённый творческий, жизненный огонь. Без этого сокровенного огня невозможно не только настоящее познание, невозможна талантливость мышления и деятельности.

Необходима просвещённость об Основной Энергии Жизни и о психической энергии, чтобы поднять Культуру, изменить в обществе отношение к школе и к учителю.

Знание поднимет мысль, но лишь чистое сердце способно на искреннее почитание учителя.

Следует вести просвещение в области законов тонких энергий, объясняющих этические нормы. При этом не будем забывать, что без чистосердечия не добиться успехов и в этом тонком познании, в нём – особенно.

Может быть, прежде, чем «пробудится» к справедливости в отношении учителя государство, прежде, чем воспрянет общественная мысль, сама жизнь с её особенными сейчас испытаниями заставит обернуться людей к сердцу своему.

Разбуженное сердце востребует учителя. А по достижении ступени почитания школьного учителя недалеко и до осознания Учителя Высшего.

Так и найдём путь к Светлому Миру.


05.10.2022