Психическая энергия есть Огонь. Сама мысль о психической энергии уже имеет следствием прилив огненной силы. Вдохновение и творческие импульсы – следствие притока энергии психической, и множество индивидуальных явлений психического, физического, духовного порядков могут сопровождать приток огненной энергии. Психическая энергия – главный инструмент познания; на Законе магнита основано всё многообразие мысленного сотрудничества. Каждый, кто наблюдает за процессом мышления, знает, что, чем более чётко кристаллизована мысль и чем более организовано сознание, тем сильней и ярче ощущается элемент Пространственного сотрудничества… Закон Магнита, Закон Соответствия подчиняют себе все творческие действия. Многообразны возможности сотрудничества, но именно сотрудничество мысленное – закон Вселенский, закон Беспредельности.
Человеческое сознание устроено таким образом, что возможности сотрудничества мысленного многообразны и беспредельны. Они связаны с бесконечным многообразием психической энергии… Эти возможности связаны также с высшими центрами восприятия, которые, благодаря концентрирующейся в них психической энергии, также возносят свои возможности в Беспредельность. Так, «слышать» мысль возможно, воспринимая сердцем её сущность и затем уже оформляя эту сущность в слово. Но возможно и слышание мысли уже словесно оформленной – посредством внутреннего духовно-психического слуха. В Учении Агни-Йоги сказано о психической основе зрения и слуха. Эта духовно-психическая основа – та же психическая энергия, «раскрывшая», пробудившая к действию тонкие органы восприятия.
Каждая оболочка сознания имеет соответствующие органы восприятия – центры восприятия. Каждому плану материи соответствует свой уровень восприятий, и, соответственно, человеческий организм оснащён возможностями на всех уровнях… Всюду и во всех условиях в Беспредельности сознание может оперировать слухом, зрением, осязанием… обонянием – на сердечной основе… Сердце – единый орган всех Миров, единый инструмент сотрудничества и Общения.
Слышание посредством духовно-психического слуха в условиях земных возможно при условии духовного единения с Сердцем Великим, с Иерархией Света. Пространство полно Голосов Высшей Мысли и открыто тому, чьё сердце предано Служению. Расширение сознания в направлении Единства – путь каждого, путь эволюции: каждый может быть приобщён к Красоте – к Бессмертному и неограниченному бытию, если только не утратит Нить Света…
Е.И. Рерих принесла миру Учение Огненной Йоги, благодаря претворению Огня в Себе самой – т.е. путём этой Огненной Йоги. И запись всех Книг Учения осуществлена была путём передачи мысли или путём яснослышания. В Письме от 23.03.1946 г. Елена Ивановна, поясняя процесс мысленной передачи, пишет: «Почему опасаться, что многие отойдут, если узнают, что книги даются не на их языке? Скажите им – Учение дается на языке Владыки и претворяется в сознании ученика на его родном языке. Если было бы иначе, то не только Учитель, но и ученики должны были бы знать не только все существующие языки, но и все наречия. Но таких языков в одной Индии – 189, а наречий – 544, и это по последним данным. Также и в России насчитывали не менее трехсот языков и наречий. Потому вопрошатели, если не поймут чудесного качества психической энергии вызывать в сознании воспринимающего образы и слова-символы, соответствующие посланным ему, никогда сами не смогут стать такими восприемниками. Главное, следует понять, насколько Великие Учителя всегда действуют законом целесообразности и соизмеримости. Много передается мысленной передачей, или яснослышанием. Иногда одна фраза, чтобы обратить на нее особое внимание, составляется из слов, взятых из трех языков» (Е.И. Рерих Письма т.7. 1940-1947 гг. - М., 2007, с.148).
Так утверждается о великом свойстве психической энергии быть для человека, накопившего её в тонких её качествах, светом всех восприятий и основой всех возможностей познания. Мысль, в её вездесущности, в её несказуемости и в её бесконечной глубине и проницательности основана на возможностях психической энергии.
Так мысль и психическая энергия, будучи неразрывным целым, Огнём, в его Двухаспектности, творят Бытие в Беспредельности.
Всё многообразие форм Тонкого и Высшего сотрудничества основано на психической энергии и мысли.
Е.П. Блаватская, раскрывая суть подлинного «строения» человека, акцентировала понятие «человек внутренний». Именно «внутренний человек» – индивидуальность с её бессмертными накоплениями духовных энергий, – является обладателем сокровища психической энергии и высшей мысли. И задача человека в его земном бытии – расширение сознания, реализация духа, что позволит открыть и высшие способности, в том числе способности тонких и высших чувствований, которые являются закономерным следствием утверждённого сотрудничества сознания с Эволюцией, с Иерархией Света.
Е.П. Блаватская вполне владела высшими способностями духа. И Книги Ею переданного Учения были результатом сотрудничества Огненного.
Психическая энергия её высокоразвитого сознания позволяла воспринимать и трактовать Древние Тексты, и нахождение нужных книг в земных и тонких собраниях источников также было результатом приложения психической энергии. Близкому Ученику психическая энергия позволяла и точно и ясно воспринимать Мысль Учителя, и слышать внутренним слухом в словесном выражении. Близость, основанная на длительном вековом преданном сотрудничестве и Служении (иначе говоря Закон Кармы) помогает осуществлению этих высших возможностей, основанных на сгармонизировании психической энергии, сгармонизировании Огней.
Жизнь есть Огонь, Беспредельность есть Огонь в различных состояниях и качествах. Но именно сознание как организующий фокус огненной силы является сутью Мирозданья, целью эволюции.
Высшая форма, или состояние, Огня – как творческой энергии Бытия – это энергия психическая, образующаяся как претворение огня стихийного в огонь мысли, в огонь сердца – в огонь сознания.
«Огненная, или энергия Агни, в своем основном значении есть первозданная всеначальная энергия, которая при ее прохождении или сочетании с организованным фокусом или организмом становится психической энергией.
Именно, Огонь есть основа, но психическая энергия есть уже сочетание огня с мыслью. Именно, огненная энергия нуждается в сочетании с мыслью, ибо тогда огонь как возбудитель выявляет все качества психической энергии. Итак, энергия мысли есть одно из высших проявлений или качеств психической энергии» (Е.И. Рерих «Письма» т.7. 1940-1947 гг. - М., 2007, с.159).
Итак, в понимании психологии человека главную роль играет понимание огненной сущности сознания и огненной природы психики человека. Так находят себе оправдание и учения древнегреческих мыслителей об огненной природе Сущего (Анаксагор). И Веды с их величественными гимнами Агни являют основу для новых глав в древней науке психологии, символы эзотерического знания которой приоткрыты современному человечеству Учением Е.П. Блаватской и далее – Агни-Йогой.
Сознание есть накопление тонких огненных энергий мысли и сердца, именно накопления сознания создают возможности взаимодействия с Энергиями Высших Планов… Отсюда понятия «центры сознания» и «огни духа», – понятия, дающие возможность разумения способа этого взаимодействия.
По Закону Соответствия, энергии устремляются к себе подобным, и высшему соответствует высшее, и высочайшему – высочайшее. Потому в духовной психологии понятие «высокое сознание» часто ассоциировано с понятием «Посвящение» (от «Свет»), которое в действительности имеет значение утверждённой ступени сознания, или ступени духовной эволюции индивидуальности.
В статье «Комментарии к Евангелию от Иоанна» Е.П. Блаватская раскрывает некоторые аспекты знаний о йогических преображениях сознания, скрытые в символике древних мистерий. Сущность понятия «Свет» раскрывается как «Атма-Буддхи, сиддхи или силой которой является кундалини, или священный огонь» (Е.П. Блаватская «Фрагменты оккультной Истины» - М., 2004, с.810).
И, комментируя свидетельство Иоанна об Огне («идущий за мною»), Е.П. Блаватская пишет: «То есть, можно сказать, что с точки зрения ученика божественный принцип Атма-Буддхи более поздний во временном отношении, ибо союз с ним невозможен до тех пор, пока не будет достигнут конец Пути. И все же эта искра божественного огня существовала прежде личности неофита, поскольку она вечна и находится во всех людях, хотя и в не проявленном состоянии» (Е.П. Блаватская «Фрагменты оккультной Истины» - М., 2004, с.812).
Т.о., как пишет Е.П. Блаватская, доктрина, данная через Иисуса Христа – это «"Сердечная Доктрина", [дана] через божественный Дух Атма-Буддхи» (Е.П. Блаватская «Фрагменты оккультной Истины» - М., 2004, с.813).
Дух есть Огонь, и овладение Огнём есть рост сознания до своей наивысшей цели: «стать самосознающим духовным центром, действующим согласно с Мировым Законом» («Свет на Пути», с.9).
Агни-Йога побуждает к исследованию путём постоянного наблюдения за действием психической энергии, через письменную фиксацию всех тонких переживаний и ощущений, «Ведь самая высокая наука, наука о человеке и его скрытых еще свойствах его связи со всем Сущим и о творчестве на Дальних Мирах, находится еще в эмбрионе» (Е.И. Рерих Письма. т.7. – М., 2007, с.356).
Учение Храма говорит о «Тайне Огня», зримого и незримого: Свет, который явлен, зрим – есть следствие определённых сопротивлений, явление чуждого элемента: «Лучи Солнца порождают теплоту и свет лишь при ударении о земную атмосферу, которая представляет собою чуждый элемент (образно говоря, «примесь»). В результате сопротивления и электрического действия и взаимодействия сил, порождённых соприкосновением лучей Солнца со сферой Земли, вырабатывается то, что мы называем светом и теплотой. Свет внутри нас – сознание – соприкасается с внешним светом посредством чувств и устанавливает связь души с природой» (Учение Храма. Т.III, - Львов, 2005, с.96).
Т.о. и сознание образуется и накапливается в результате явления «нисхождения» Духа, монады в материю – тоже как результат сопротивления, и Единый Огонь даёт явление индивидуального сознания, и сознание-Свет растёт соприкосновением с жизнью.
«Жизнь и свет едины. Внутренний свет, или жизнь, стремясь вырваться наружу, задерживается, замедляется различными оболочками тела (планетного или человеческого), и в результате вступают в действие различные качества и силы природы. Когда силы жизни, любви и закона текут свободно, мы становимся солнцами правды, Учителями Жизни – Хранителями Центрального Пламени, Тайны Тайн».
Весь процесс жизни есть горение. Внутренние огни есть следствие работы сознания и устремления духа. Все процессы эволюции сознания объясняются процессами огня. И сама духовная воля есть качество огня или психической энергии.
Все Великие Законы (Закон Перевоплощения, Закон Кармы, Закон Единого Начала Бытия, Закон Иерархии, Закон Магнита, …), понимание которых явит основание для подлинно научного изучения психологии человека – есть Законы Единой Энергии, Законы Огня. Все явления психологии могут быть рассмотрены как процессы огненных взаимодействий…
Тройственная природа человека, благодаря огненному процессу эволюции, становится Единством, Светом. Все ступени посвящения есть ни что иное, как поступенный процесс огненного преображения, «сгорания» низшей материи – трансмутация её качеств. Приведём выдержки из Комментария к Евангелию, где Е.П. Блаватская раскрывает то эзотерическое знание психологии, которое заложено в именах, понятиях, в содержательных текстах экзотерических писаний (на примере Евангелия от Иоанна…):
«23. Он сказал: я глас вопиющего в пустыне: исправьте путь Господу, как сказал пророк Исайя.
Я Голос Мудрости (ср. со стихом 19), вопиющий в пустыне Материи: очистите Антахкарану ("Внутренний Орган", или Астрального Человека), Путь, ведущий от Низшего Человека к Высшему» (Е.П. Блаватская «Фрагменты оккультной Истины» - М., 2004, с.815).
«Антахкарана — это Низший Манас, Путь Коммуникации или общения между личностью и Высшим Манасом или Человеческой Душой. В момент смерти он разрушается как Путь или Посредник в общении, а его останки сохраняются в форме Кама-рупы — оболочки» ("Голос Безмолвия", с.88).
«Иисус, или Исси, означает Жизнь и символизирует, таким образом, живого человека… … Имя Иес-ус происходит от еврейского слова Аиш, "человек". Иес (на греческом языке Ισ, или Ιεσ, на иврите יש) имеет несколько значений: Огонь, Солнце, Бог или Божество, а также Человек» (Е.П. Блаватская «Фрагменты оккультной Истины» - М., 2004, с.816).
Огонь – есть внутренний и высший принцип человеческой природы, подлинный Человек в человеке – Христос.
Крещение водою, как ступень посвящения – это очищение Манаса – Антахкараны, необходимое условие восприятия высших вибраций. Крещение Огнём – есть нисхождение духа по мосту антахкараны – и утверждённая Победа: духовная реализация индивидуальности:
«31. Я не знал его: но для того пришел крестить в воде, чтобы он явлен был…
"Я" обозначает индивидуальность; или того, кто посвящен лишь в низшие мистерии.
"Израиль" используется "для отвода глаз", на самом деле имеются в виду те, кто хочет вступить на Путь.
32. И свидетельствовал Иоанн, говоря: я видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на нем.
Голубь в символогии имеет много значений; здесь он символизирует Эрос (Любовь), или Любовь к ближнему.
33. Я не знал его; но пославший меня крестить в воде сказал мне: на кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на нем, тот есть крестящий Духом Святым.
И я, земной человек, не знал его, но мой буддхический принцип, пославший меня, чтобы принять посвящение в низшие мистерии, распознал этот знак. Я, земной человек, не знал, но Илия и Пророк и Христос знали.
Этот Голубь, сходящий и остающийся на человеке, то есть, эта очистительная Любовь, Любовь к ближнему, или Сострадание, нисходящее на посвященного, помогает ему соединиться со Святым Духом, или Атмой.
На земном плане это означает, что благодаря "Голубю", Облаку, или Ауре, посвященного узнают его последователи» (Е.П. Блаватская «Фрагменты оккультной Истины» - М., 2004, с.819).
Малые мистерии были «(а) Те, которые связаны с Дживой или Правой, Жизненным принципом; учения, касающиеся животной стороны человека, поскольку Прана связана со всеми природными функциями. (б) Те, которые связаны с Астралом. (с) Те, которые связаны с Камой и Низшим Манасом».
Великие мистерии «Связаны с Высшим Манасом, Буддхи и Атмой» (Е.П. Блаватская «Фрагменты оккультной Истины» - М., 2004, с.815).
Эти ступени огненных преображений, или огненных зажжений духа, центров сознания ведут за собой соответственное явление способностей. Потому-то реализованный Адепт мог Сказать о внешнем человеке в себе: «разрушьте храм сей, и я в три дня воздвигну его».
«То есть, это означает, что он прошел через посвящение и умер относительно своей прежней жизни, но снова восстал из "мертвых" в "новом рождении".
20. На это сказали иудеи: сей храм строился сорок шесть лет, и ты в три дня воздвигнешь его?
Ты хочешь с тремя Огнями сделать больше, чем было сделано тогда с сорока-шестью? — Всего существует сорок девять Огней, 7x7» (Е.П. Блаватская «Фрагменты оккультной Истины» - М., 2004, с.825).
В «Практическом Сокровенном Учении» и в «Книге Золотых Правил», Е.П. Блаватская даёт чёткое описание задач, стоящих передрешающимся встать на путь ускоренного духовного развития, на путь овладения скрытыми огнями своей духовной природы.
Вера, честность, искренняя любовь к человечеству и желание достичь Цели не ради себя, но ради ускорения эволюции человечества – необходимы стремящимся. Иначе вызванные из недр существа силы станут испепеляющим огнём в неочищенной от страстей и самости душе.
«Человек должен верить в свою врожденную способность развития. Человек должен отклонить боязнь перед своей высшей природой и не должен отступать под напором своего меньшего и материального "я"» (Е.П. Блаватская «Несколько указаний для каждодневного пользования» / «Практическое сокровенное учение». – Рига, 1991, с.6).
«Лучшим лекарством против зла будет не подавление, а устранение желания, и этого лучше достичь постоянным погружением ума в мир божественного. Знание Высшего Я теряется при устремлении ума на беспечное созерцание вещей, соответствующее стихийному рассудку» (Е.П. Блаватская «Несколько указаний для каждодневного пользования» / «Практическое сокровенное учение». – Рига, 1991, с.7).
«Желайте Бога и ничего из того, что он может дать вам. (18) Все необходимое должно быть совершено, но не ради плодов совершаемого действия» (Е.П. Блаватская «Несколько указаний для каждодневного пользования» / «Практическое сокровенное учение». – Рига, 1991, с.7).
«…да будет тело твое в движении, ум твой в покое, а душа – прозрачна и светла, как горное озеро» («Голос Безмолвия. Семь Врат. Два Пути» / «Книга Золотых Правил», с.83).
Нисхождением духа в материю создаётся возможность сознательной жизни. А сознательным процессом привнесения духа в сферы низшей материи – в разум, в чувства – осуществляется преображение индивидуальности в сознательное духовное существо. Огни духа должны быть зажжены в условиях плотной земной материальности.
Е.П. Блаватская Просвещающим человеческий разум и дух Знанием направила человечество к ступени эволюции, к новому Шагу, который долгое тысячелетие готовила эволюция, Иерархия Света.
Идея человеческого Братства – главный Призыв Учения Е.П. Блаватской и суть эзотерического Учения. Единство со всем человечеством и с Иерархией Света есть единственный путь человека к себе самому, подлинному. Теософское общество должно было служить реализации этой идеи – этой великой волны энергии Иерархии на земле.
Дальнейшее осуществление Задачи – Агни-Йога – путь огненной реализации, осуществлённый Е.И. Рерих в условиях Земли и записанный – для человечества.