В одной из предшествующих статей мы говорили о непременном условии, без которого развивающие и исцеляющие возможности искусства не могут быть реализованы. Это условие – любовь, любовь к искусству, любовь к Красоте. Без этой основы ничто, даже безусловно ценное, не явится "панацеей" – ни в отношении здоровья, ни в воспитании, ни для преодоления накопившихся проблем жизни.
Кто-то, возможно, возмутится такому утверждению, сославшись на достижения лучших методик, как образовательных, так и научных, и лечебных, и т.д. Современный человек настолько привык, даже "закоренел" в "вере" в механические решения всех проблем, что такие утверждения в пространстве светской жизни и науки, как "любовь – непременное условие действия любого метода" многим кажутся чем-то смешным. А со стороны науки, конечно, и вовсе неприемлемым. Ведь наука в самой свое парадигме отделила разум от сердца, применение метода от сознания того, к кому этот метод применяется, и т.д.
Так во всём, в любой области, в любой отрасли игнорируется тот очевидный факт, что каждый человек, обладая потенциалом сознания и психической энергии, может любое "объективно" полезное воздействие обратить во вредоносное. Но в то же время и любое вредоносное на огне сердечности "растворяется".
Зная об этом важнейшем факторе, не следует ли обратиться к цели создания гармонического комплекса условий, которые способствовали бы тому, чтобы эта присущая человеку сила проявлялась как фактор, способствующий, а не противодействующий процессам развития и оздоровления (или саморазвития и самооздоровления)?
Новая Эпоха (а сегодня надо именно в будущее направлять мысли) основывает всякое созидание прежде всего на привлечении лучших сил человека, которые образуются именно при сердечности; которые основаны на высокой психической энергии, включая в это понятие качества духовности, качества мышления, сознания, созидательную направленность воли.
Понятие "Синтез" соответствует гармоническому объединению лучших качеств (если речь идёт о сознании), а также гармоничному объединению множества возможностей (если говорится о методе).
Именно высшая природа в человеке должна быть "призвана" в качестве основы, для того, чтобы все внешние нахождения смогли гармонично соединиться и, главное, – приобрести свойства, "активизирующие" внутренние ресурсы человека, его потенциалы – как самоисцеляющие, так и развивающие.
Мы неслучайно объединяем развивающий, воспитывающий и оздоровительный аспекты, говоря о методиках. Сущность, природа воспитания и оздоровления едины – гармонизация сил человека и повышение качества этой "гармонии".
Кстати сказать, понятие гармония ("гармония сил", у Гиппократа, например) в Древней медицине было ключевым в оздоровлении. Древними накоплен немалый опыт применения именно комплекса воздействий, где "синтезирующим" фактором являлась психическая энергия.
Вспомним Асклепионы Древней Греции, амфитеатры которых частично сохранились, до сих пор поражая качеством строений и более всего – подходом к задачам исцеления. Кто-то скажет, что сегодня "все знают", что искусство может помогать оздоровлению. Однако серьёзного применения искусства в системе целительных воздействий сейчас нет (или ничтожно мало). В "Асклепионах" искусство применялось целенаправленно, с пониманием этого важнейшего фактора – сознания и психической энергии, которая и приводилась в гармонию и активность такими методами, как театральное действо, музыка и, конечно, молитва.
Но что же сейчас? – Сейчас "его величество" метод не ориентирован ни на "гармонию сил" человека, ни на человека как такового, игнорируя основу всего – уникальную сердечную энергию, огонь, который, когда он явлен, даёт импульс и правильное направление развитию всех возможностей человека, его способностей, действует, как ведущая сила и развития, и оздоровления. Не ориентированы методики и на искание комплекса факторов, "возвышающих" сознание. Это "возвышение" сознания и есть основа искомого "целительного" и "развивающего" Синтеза.
В предыдущей статье мы говорили о том, как можно организовать учебный процесс в школе искусств, чтобы обучение мастерству и получение знаний не были для ученика чем-то "отдельным" от его сознания, мироощущения, от того свойственного одухотворённым натурам искания смысла жизни и труда, которое так часто вступает в противоречие с механическими и эгоистичными установками современности, которыми пронизано и обучающее пространство.
В этом – причина и нездоровья, и безрадостности современного человека, и взрослого, и юного. А "суррогаты" радости при оторванности от смысла и глубины – и являются тем множеством "странных" или разрушительных тенденций, которые проявлены как в подростковой среде, так и в сфере культуры в целом (здесь понятие "культура" означает сферу деятельности, а не тот возвышенный Синтез, к которому следует стремиться).
Что же делать. – Во всякой деятельности можно организовать процесс таким образом, чтобы он не вступал в противоречие, для начала, как минимум, с совестью. В обучении, о чём и пишем во всех статьях, необходимо ориентировать и процесс, и метод на глубину сознания, на востребованность лучших накоплений чувства красоты и духовности. С самого начала обучения вовлекая детей в деятельность, необходимую людям, и объясняя истинные смыслы этой деятельности, будь то деятельность артистическая или просветительская, или исследовательская.
Синтез (воздействий) является единственно верной основой и обучения, и оздоровления. Как бы ни были хороши те или иные средства (в том числе гармонии музыки), сами по себе они не дадут желаемого результата, в отдельности от таких факторов, как свет, цвет, аромат, качество воздуха, психической атмосферы, согласованности психической энергии людей.
В будущем, Синтез будет естественной, аксиоматичной основой во всём, будь то образование, оздоровление, творческая или научная деятельность, общественное строительство и т.д. Основой же Синтеза этого спасительного будущего развития человечества является, конечно же, сердечность, свет сердца, исходящий из глубины духовной природы человека.
Закончим параграфом из Живой Этики о целебных ароматах и их роли в главном – в достижении общей гармонии сил человека.
"Лечение ароматами цветов, смол и зёрен восходит к глубокой древности. Так роза даёт не только подобие мускуса, но предотвращает империл. Сад роз у древних считался местом вдохновения. Фризии полезны симпатической системе, которая так вибрирует у йога. Зёрна ячменя незаменимы для лёгких, уже знаете о мяте, о смоле кедров и о других смолах. Так духи теперь тоже бессмысленны, как и прочие попирания ценностей. Но зачаток благовония лежит в полезном, но забытом знании. Конечно, яды древности были очень изысканны; новые изобретения наркотиков сравнительно грубы и, главным образом, разрушают интеллект. Иначе говоря, именно то, что удерживает равновесие… Пламенеющее сердце невозможно без духовного равновесия…" ("Иерархия", 316).
20 декабря 2024 года