Живая Школа


"Живая Школа"

— сайт, на котором вы сможете узнать о новой педагогике, ориентированной на духовное развитие, базирующейся на Знании основных Законов Бытия и законов психической энергии. Можно познакомиться с новой методикой музыкального образования и воспитания (развитие музыкальности, музыкального мышления, музыкально-исполнительского мастерства...), основанной на принципе развития сознания и воспитания духовных потребностей личности.

На сайте размещены только уникальные авторские тексты. Их основа – многолетняя педагогическая и творческая деятельность авторов сайта, основанная на знаниях Учения Живой Этики.

"Сверхзадача" детского творчества

Очень часто методы и формы, даже самые правильные, верные, "заслоняют" цель, ради которой они задуманы. Особенно эта проблема очевидна в занятиях творчеством. Увлекаясь, люди часто забывают о главном, о том, для чего, для каких целей… И тогда методы становятся преградой в достижении главной цели…

Так часто забывается, что главнейшая цель творчества – раскрыть "очи" на красоту истинной Действительности. Только научившись тонко воспринимать живую ткань Жизни, её Всенаполняющую Энергию, человек может создавать действительно ценные явления – в жизни, познании, искусстве, творчестве…

В художественной форме идею выразить проще, поэтому вчера, уважаемые читатели, мы предложили вам наш небольшой рассказ-притчу о тонкости восприятия жизни, свойственного многим людям. Но под напором внешней активности эта тонкость и жизненность часто уступает место "отражениям". Во всех делах, во всех занятиях следует чувствовать… Живую Действительность, и к ней стремиться, и с нею, этой Живой Действительностью, согласовывать все действия – творческие, созидательные, познавательные. Продолжим эту тему.

Как же строить занятия творчеством с детьми, так, чтобы оно было действительно "развивающим": развивало имеющиеся способности – и не в ущерб живому восприятию Жизни, а именно углубляло это восприятие, давая необходимые опоры в виде знания и опыта созидательной деятельности.

Именно созидательность часто упускается из виду, когда детей хотят заинтересовать творческой деятельностью. Маленький ребёнок легко понимает, что значит "красиво" и "вместе". Но если эти зачатки чуткости (истинно духовной природы) заменить привычными Миру критериями: "впечатляюще", и "лучше других" – то постепенно детская чуткость "скроется" под "запылённостью" самостью, грубостью, корыстью…

Очень много грубых форм навязывается детям взрослыми, под прикрытием ложной идеи о том, что примитив и грубоватость детям "интереснее". Это неверно и в корне ошибочно. Так же, как доказана "понятность" гармоничного и одухотворённого искусства (Моцарта, к примеру, что уже многими признано), так же в любом виде искусства и творчества: чем светлее, гармоничнее, бескорыстнее, тем больше отклика это вызовет в детском чувстве.

Среди многочисленных "вариаций" форм урочной деятельности в этом плане можно предложить уроки среди природы. Именно играть на музыкальном инструменте (импровизация или фрагменты выученных произведений) не в помещении, а "под небом". Очищается от условностей восприятие музыкального звука, чуткость возрастает, отношение к звуку  более сознательное. Качество звучания улучшается у учеников разного уровня умений и слухового развития. Но, конечно, внимание надо направить. Урок "среди природы" – лишь одна из форм, важна не форма как таковая, но направление внимания соответственно задаче.

И хуже всего, когда учителя увлекаются понравившимся тем или иным методом или формой, – всё мигом превращается в свою противоположность, и новая "фальшь" заменяет чистую ноту жизненности, непосредственности. Необходимо всегда видеть главные цели, чтобы при всех формах и всех методах, подчеркнём, эти методы и формы не становились самоцелью.

Вспомним хорошее понятие "сверхзадача", известное в творческой среде благодаря К. Станиславскому. Именно сверхзадача – открывать восприятие к Красоте как сущности Бытия – сверхзадача занятий искусством и творчеством с детьми.

Если терять из виду эту цель (Красота, она же бескорыстие), то очень быстро ложные цели занимают место в сознании и в жизни обучаемых. Это ответ на вечные вопросы неодухотворённой педагогики: "Куда исчезают таланты из мира детства?" "Почему миллионы любознательных дошколят вырастают в цинично относящихся к знанию подростков и ничем существенным не интересующихся взрослых?" и т.д.

В каждой такой теме надо добавлять обязательное условие качества образовательного процесса – уважаемый обществом и хорошо обеспеченный государством учитель. Учитель утомлённый, не имеющий достаточно свободного времени, ещё и унижаемый и лишённый доверия, не может дать обществу то, чего оно от него ждёт. Всегда были и будут подвижники, добровольно жертвующие ради качества дела. Но это неправильно, это плохо сказывается и на обществе, и на подрастающих поколениях. У учителя должен быть гарантированный государством статус, только тогда можно действительно говорить об утончении и одухотворении всего образовательного процесса.


06 августа 2024 года