Живая Школа


"Живая Школа"

— сайт, на котором вы сможете узнать о новой педагогике, ориентированной на духовное развитие, базирующейся на Знании основных Законов Бытия и законов психической энергии. Можно познакомиться с новой методикой музыкального образования и воспитания (развитие музыкальности, музыкального мышления, музыкально-исполнительского мастерства...), основанной на принципе развития сознания и воспитания духовных потребностей личности.

На сайте размещены только уникальные авторские тексты. Их основа – многолетняя педагогическая и творческая деятельность авторов сайта, основанная на знаниях Учения Живой Этики.

Воспоминания о Тонком Мире и укрепление духовности. Сущность гуманизма в педагогике. Перевоплощения

Научная и практическая педагогика, даже базирующаяся на узком материализме, дала немало прекрасных идей и методов воспитания духовности детей. Конечно, основные идеи не являлись открытиями, но лишь являли свой вечный свет в облике, соответствующем мышлению того века, в котором светлые умы педагогов-мыслителей стремились поднять педагогическую деятельность на более высокий уровень.

Так, по-разному понимаемое понятие "духовность" и замусоленное в неподходящем для глубокого знания диссертационном формате понятие "духовные потребности" при всём окружающем их многословии всё же несут в себе неуничтожимый свет единых истин, первая и главная из которых – духовная, вечная, неуничтожимая основа в глубине человеческого существа.

Другая важнейшая истина, реализованная в гуманистичных концепциях, состоит в том, что духовность как проявленность духа в сознании, действиях и поступках, выявляется, укрепляется и нарастает в условиях бережного воспитания, гармоничного обучения и достойного окружения.

Основами такого подхода является укрепление в ребёнке непосредственного чувства Света, красоты, бесконечности бытия. Способствует этому ознакомление с Основами Бытия. (Как бы по-разному они не выражались, эти основные знания о Жизни, суть их едина – наличие Высшего Мира, бессмертие человека и необходимость следования путём Света). Чувство красоты, бережно питаемое в ребёнке, делает духовность живой, непосредственной.

Образование, при бережном отношении к сердцу ребёнка, позволяет развиться мышлению свободному и творческому. По мере взросления, потребность в глубине познания и в приобщении к Жизни в её наиболее сознательных, деятельных проявлениях делает из человека истинного сотрудника Созидательных Сил.

Если вдуматься в концепции воспитания, данные великими, можно увидеть единство истин; основные истины, явленные у Платона, затем звучат "претворёнными" в идеях таких корифеев педагогики, как Коменский, Песталоцци, Сухомлинский, и многих других.

Эти единые истины утверждают:

  • глубину природы человека, что требует отношения к ребёнку как к равному; 
  • принцип гармоничности воспитания, активности и свободы мышления; 
  • принцип общего труда, дающего возможность осознавать благородный смысл жизни и деятельности; 
  • и, конечно, воспитание чувства Красоты как основа живого ощущения тайны жизни и утончённости её сокровенных гармоний и ритмов.

Сегодня философия воспитания пополнилась знаниями, которые являлись длительное время "забытыми", хотя хорошо были известны даже в Античности. Это прежде всего знания о перевоплощении, о том, что дух и сознание человека "пополняет" свой арсенал возможностей, благодаря опытам сменяющихся циклов бытия в воплощении и развоплощённом существовании.

Вдумаемся, Великий Платон подчёркивал значение "припоминания" в воспитании и обучении, утверждая, что "душа" уже имеет опыт, необходимо создать условия для того, чтобы это "припоминание" действовало как основа для новой ступени развития. Такими условиями, по Платону, являются диалектика (в Платоновом смысле, а не в современном софистическом), а также Красота – как путь постепенного приближения к познанию Наивысших уровней Действительности.

Заметим, не упоминая слово "перевоплощение", великие педагоги Эпохи материализма тоже утверждали идею воспитания на основе индивидуальных наклонностей, необходимость бережного внимания к детям, не насилие, но следование за лучшими побуждениями души, укрепляя их.

Именно индивидуальность этих "накоплений" является основой разнообразия дарований и способностей. А знание и чувство красоты делает сознание восприимчивее к "веяниям" из глубины собственного сердца, духа.

Таким образом, сущность гуманизма, извращённая в веках отрицания высших начал жизни, и выродившаяся во вседозволенность современного так называемого "либерализма", состоит именно в утверждении уникальности духовных накоплений человека, и права на индивидуальное выражение духовности, мысли, права индивидуально выражать в творчестве и деятельности доступные человеку "струны" высших Гармоний жизни беспредельной.

Вспоминая свои детские ощущения, многие люди могут обратить внимание на тот очевидный факт, что они несли в своём сознании некоторые ясные, необычные представления, о которых им не было рассказано взрослыми и которые не были в поле внимания их текущей жизни. Среди таковых – и представления о бесконечности, и ощущение бессмертия, и Облики прекрасные, "откуда-то" запечатлённые в сознании. Очень важны такие неосознанные, но влияющие на формирование сознания "припоминания" души о Мире Высшем.

Именно об этом учил Великий Платон, утверждая, что душа высшая в человеке хранит в памяти опыт соприкасания с Миром Высшим. Беседы Сократа в изложении Диалогов Платона были направлены именно на пробуждение этой "памяти", и диалектика Платона (в отличие от современного "критического мышления") основана внутреннем чувстве Света Истины, питаемого этим накопленным опытом духа.

Для самого раннего детского возраста уже характерны склонности к определённого рода познанию; и счастливы дети, рядом с которыми есть взрослые, умеющие внимательно рассмотреть и чутко отнестись к таким просматривающимся "воспоминаниям" детей о том, что в прежних воплощениях было предметом их сохранённого интереса.

Эта свойственная раннему детству способность помнить отголоски прошлых воплощений и Свет Мира Духовного, быстро теряется, и, по мере взросления, память физическая вытесняет эти тонкие запечатления из сознания (не навсегда, но на время текущего воплощения). Поэтому очень важна бережность к детству, окружение детей красотой и мудростью.

Важно правильно воспринимать детство, осознавая, что ребёнок – носитель опыта многих прежних существований, и многое несёт в своём духе. Ответственность взрослых перед детством в том, чтобы не дать "заблудиться" воплотившемуся духу в этой "новой" действительности. Потому так преступна грубость, невежество, подавление воли ребёнка.

Следует воспринимать детей, относясь к ним как к равным и не мешая им проявляться "как большие". Именно дети вмещают высокие мысли и глубокие идеи. Основы бытия надо дать ребёнку, укрепляя в нём его "припоминания" о Незримости.

Раннее приобщение к великому искусству и чтению необходимо. Каждый серьёзно занимающийся воспитанием и развитием своих учеников учитель знает, что ни одно мастерство, ни одна область знания не может быть освоена учеником целостно (при одухотворённости отношения к ней) без понимания Основ Бытия и приобщения к Красоте и к глубокому мышлению.

Закончим выдержками из Учения Живой Этики:

"…Особенно до семи лет можно вызвать воспоминания о Тонком Мире. Дети чувствуют, как они ощущали эту особую жизнь. Полезно спрашивать детей – не помнят ли они чего-либо особенного? Такие прикасания называются открытием памяти. Пусть с годами опять замрёт память о прошлом, но всё-таки останется искра прекрасного существования.

Великий Путник любил открывать память… Он не только любил детей, но видел в них продвижение человечества. Относясь к ним как к взрослым, Он был прав, ибо когда вспоминается далёкое прошлое или Мир Тонкий, ум становится взрослым. Никогда дети не забудут того, кто подошёл к ним как равный. Они сохранят такое воспоминание на всю жизнь. …

Так нужно помнить, что младшие будут продолжателями жизни, и каждый должен им сообщить опыт свой. Но еще мудрее будет, если можно пробудить воспоминание о Тонком Мире. Самая глубокая духовная жизнь сложится там, где засияла искра существования Тонкого Мира, и облегчится сношение с Миром Невидимым" ("Надземное", 172). "

…Полезны и занятия искусством и самыми прозаическими ремёслами, ибо ничто так не пробуждает дремлющие способности, как возможность непосредственного, личного выявления. Хороши и хоровое пение, и народные танцы, и все занятия, которые требуют объединённого ритма. Но особенно следует поощрять детей высказывать свои мнения по поводу всего прочитанного, услышанного и виденного ими, такие обсуждения заложат основу мышления. Также необходимо ввести увлекательные занятия и игры, требующие особой внимательности. Ведь память есть прежде всего внимательность…" (Е.И. Рерих. Из Письма от 19.04.1938 г.).


19 ноября 2024 года