Живая Школа


"Живая Школа"

— сайт, на котором вы сможете узнать о новой педагогике, ориентированной на духовное развитие, базирующейся на Знании основных Законов Бытия и законов психической энергии. Можно познакомиться с новой методикой музыкального образования и воспитания (развитие музыкальности, музыкального мышления, музыкально-исполнительского мастерства...), основанной на принципе развития сознания и воспитания духовных потребностей личности.

На сайте размещены только уникальные авторские тексты. Их основа – многолетняя педагогическая и творческая деятельность авторов сайта, основанная на знаниях Учения Живой Этики.

Истинная природа способностей

I

В сегодняшнем образовании, педагогике вопрос способностей – один из популярнейших. Собственно говоря, так называемое «развитие личности», считающееся главной целью педагогики, сводится теперь исключительно к развитию способностей.

С точки зрения грубо материалистического, бездуховного подхода к педагогике, развитие некоторой группы определённых способностей кажется чем-то абсолютно необходимым, чуть ли не самым главным делом в жизни. Но так ли это? Все ли способности надо развивать? Как их развивать? – Правильные ответы на эти вопросы можно найти лишь усвоив основные положения Знания об устройстве человека внутреннего.

 

II

Философские положения, на которых базируется всё последующее:

Принцип Единства: коренное Единство всего, и, как следствие, неразрывное единство планов Бытия, т.е. различных градаций Материи, а также принцип аналогии ("как вверху, так и внизу"), вытекающий из этого единства.

Закон причинно-следственных связей (кармы).

Древнее и Вечное Знание гласит:

  •  Глубинная сущность человека – дух – бессмертна, именно она создана "по образу и подобию Божьему".
  • Дух "облачён" в "одеяния" – тонкие (душа) и плотные (тело); после так называемой "смерти" тело разрушается, а душа живёт, облекая дух, пока не истечёт её срок.
  • Дух много раз рождается – "воплощается" – в земных телах; душа человека постоянно меняется, – или улучшается, или деградирует, – и в течение одной жизни, и от воплощения к воплощению.
  • "Улучшение" души можно приблизительно описать как приближение её к духу, вследствие чего она управляется велениями духа (преследуя его цели), а не своими страстями и инстинктами тела.
  • Качество души, рост которого свидетельствует об улучшении, – это сознание; т.о. эволюция души – в росте сознания, расширении сознания; конечная цель ступени, на которой находится сегодня человек – достижение полноты и непрерывности сознания (т.е. сохранение сознания даже при переходе в Тонкий Мир и при смене тел, воплощений); дальнейшая цель – совершенное единение духа и души, когда каждое воплощение в том или ином мире проходит под "непререкаемым" водительством духа.
  • Каждое действие, каждое слово и каждая мысль человека, каждое чувство и переживание оставляет след (следствие) – как в окружающем мире, так и в душе, меняют душу.

 

III

Т.о. главной целью каждого воплощения человека является как можно большее одухотворение своей души, приближение её к духу, приобретение ею духовных качеств, способностей, которые делают душу проводником велений духа. Это – главная цель всех земных существований; всё, что помогает достижению этой цели – необходимо, всё, что препятствует, уводит в сторону и даже назад – очень плохо.

Может появиться вопрос такого рода: мы ведь живём на земле, в земных условиях; не вступает ли в противоречие необходимость духовного роста с необходимостью заботиться о жизни тела? – Нет, принципиального противоречия здесь нет. Заботы о "жизни телесной" необходимы. Но они должны занимать иерархически соответствующее им место. Безусловно могут они осуществляться, не мешая, а даже во многом способствуя достижению главной цели – одухотворению души.

Но сегодняшняя жизнь, увы, даёт нам чудовищную картину: духовные цели не просто отодвинуты на второй план, они в большинстве случаев напрочь отсутствуют – и в жизни отдельного человека, и в жизни общества, и в государственной политике, и в педагогике.

Здесь особо следует упомянуть о том важном факте, что духовность и религиозность – не одно и то же; рост духовности приходит только вследствие активности, деятельных усилий души по самопреобразованию, тогда как 99% того, что сегодня предлагается как "духовная деятельность" стороннику той или иной конфессии, религии – таких усилий вовсе не требует, и вообще не выходит за рамки "телесной активности".

 

IV

Душа человека кажется нам чем-то цельным только потому, что она "нанизана" на "стержень" духа, дух как бы "просвечивает" сквозь те действия души, которые являются духовными. Сама же душа состоит из энергий, каждая из которых представляет собой как бы воплощённую мысль или чувство определённой силы и качества. (Буддисты, например, описывая душу, говорят о скандхах – энергетических частицах – вихрях энергии)1. Каждая из этих энергий порождается самим человеком – каждой мыслью, каждым словом, каждым поступком2. Чем сильнее переживание этого чувства или мысли, тем сильнее и долговечнее будет энергетический вихрь. Чем возвышеннее мысль и чувство – тем духовнее будет энергия, остающаяся в энергетической оболочке человека.

По мере душевной деятельности человека энергии накапливаются, складывая характер. Энергии, находящиеся в душе человека (в оболочке духа), обладают свойством взаимодействовать с другими энергиями, т.е. притягивать из пространства, и в т.ч. от других людей, соответствующие по качеству энергии (и таким образом усиливаться), а также воздействовать на других людей – вернее на их энергии3.

Энергии души очень разнообразны: различны по уровню, по качеству, по напряжённости; здесь и черты характера – дружелюбие, жизнерадостность, старательность, нетерпеливость, раздражительность, уныние и многое другое, здесь и возможности человека – умение анализировать тексты, способность различать звуки, чуткость к энергиям мест и людей, способность овладевать сложными понятиями и т.д.

После смерти тела накопленные энергии не исчезают, но ждут нового воплощения; по мере развития родившегося ребёнка они вступают в действие, оказывая влияние на его жизнь.

В поле зрения человека, смотрящего только на внешние по отношению к нему самому явления, попадают время от времени лишь отдельные из его собственных энергий; такой человек обычно переживает пришедшее чувство или мысль как нечто не имеющее к нему отношения, наведённое извне, не понимая, что он постоянно несёт эти энергии в себе, и они лишь усиливаются или ослабляются, соприкасаясь с внешней средой. Т.е. не временное и якобы "случайное" настроение (вспышка гнева, тягость уныния, жадное любопытство или змеящаяся зависть), но "обитатели" нашей собственной души, которые могут "выглянуть" из неё (и непременно выглянут) в самый неподходящий момент. Чтобы не быть слепым в бушующем море энергий – своих и чужих – необходимо осознать свои энергии, постоянно наблюдая и дифференцируя их (т.е. осознавая их принадлежность себе, их качество, их возвышенность или низменность, их воздействие на свою жизнь и жизнь других людей). Энергии могут быть инструментами, которыми можно пользоваться для своего одухотворения – развивая одни и преобразовывая другие, а можно быть несчастным безвольным седоком обезумевших коней-энергий, которые будут в этом случае владеть своим "всадником".

Главным центром-источником лучших энергий души человеческой является сердце. Сердце, подлинно, надо воспитывать, чтобы оно источало любовь и сострадание; этот мощный факел, будучи единожды зажжённым, озарит и самого человека, его жизнь, и всё окружающее. Живой огонь сердца очистит человека от всего тёмного, эгоистического, преобразит, трансмутирует и утончит скандхи; но он также откроет новые возможности восприятия тонких энергий – сделав чуткое сердце наилучшим из возможных «инструментом» познания своей души и окружающего мира.

Постепенно утончая свои восприятия, воспитывая свой вкус (т.е. чувство красоты) и душевное благородство – путём приобщения к возвышенным, возвышающим душу явлениям искусства, природы, Знания, к образам Героев и Духовных Идеалов, – можно утончить свои скандхи до такой степени, что станут доступны высокие энергии, высочайшие восприятия, незнакомые многим. Приоткроется глубина Писаний Мудрости, Красота подлинно великих Творений Искусства вознесёт дух воспринявший на небывалую высоту, и Жизнь Героев и Богов, ходивших по земле, станет не чем-то далёким, абстрактным и недостижимым, но единственно возможной формой существования. Созерцая Природу, увидит человек не просто красивые виды, но Знаки Божественной Истины, просвечивающей через Красоту и Живую Ткань, насыщенную огненной Праной. И жизнь перестанет быть чередой событий, связанных с телом и с судорожными, рефлекторными движениями души; но, благодаря ощущению Луча ведущего, станет Путём Служения и Познания, и приведёт к Счастью Общения Высшего.

 

V

К сожалению, в педагогике понятие способностей не включает в себя способности утончённые, способности «зрения» и «слуха» души, способности нравственные. И даже способности «нейтральные», могущие служить как высокому, так и низкому – внимательность, способность к обобщению, сосредоточению и др., – «приветствуются», но реально не развиваются. Под способностями понимаются качества предельно «заземлённые», коренным образом связанные с профессиональной деятельностью. Страх «оторваться от реальности» (т.е. от материальной «реальности») породил даже такие уродливые явления, как профессионализирующие детские сады: с уклоном в инженерное творчество, в экономику и т.д.

Развитие способностей «внешнего круга», периферийных, считается основой так называемого развития личности, которое сегодня на самом деле подменяется «социализацией» – обретением способности «найти своё место» в обществе (государстве), способности «самореализоваться» – на благо себе и обществу. Под самореализацией, конечно, понимается исключительно «предметная» деятельность – от способности придумывать причёски или конструировать механизмы до способности эффектно рисовать и петь. Способность же, например, тонко чувствовать красоту и возвышенную мысль, заключённую в картине, литературном произведении, талантливом музицировании… – эта способность заработать не даст, и в обществе ею не блеснёшь. Однако именно эта способность – одна из тех немногих, что могут доставить духу его единственную пищу – тончайшие огненные энергии, без которых невозможен не только рост духа, но и подлинно человеческое существование.

В то же самое время противоречие: «воспитаешь душу, а к жизни останется не приспособленным», или «будет прочно стоять на своих ногах в нашем жестоком мире, а душа будет спать мёртвым сном» – это противоречие лишь кажущееся. Воспитание глубоких, утончённых способностей, позволяющих духовной душе управлять человеком, даст подлинное развитие личности, и эта развитая личность достаточно легко и быстро приобретёт способности «прикладные», и, как следствие, овладеет практически любой профессией, проявляясь особенно ярко в той сфере к которой имеет исходную предрасположенность. Люди же, чьё развитие поверхностно, могут выявляться схожим образом лишь в редких случаях, о которых речь пойдёт ниже.

Итак, прежде всего определим иерархические уровни способностей.

1. Способности «периферийные», связанные с «предметной» деятельностью, «технические», позволяющие выполнять на физическом, материальном плане те или иные практические действия (например: способность верно скопировать форму и цвет объекта, отобразив его в рисунке или скульптуре, способность решать определённый тип прикладных математических задач и т.д.).

2. Способности «базовые», лежащие в основе всех вышеназванных способностей (способность к обобщению и синтезу, способность к восприятию мыслей, способность к сосредоточению, к сопоставлению, образная или описательная способность, способность к согласованным действиям и т.д.).

3. «Коренные» способности – которые можно назвать подлинно духовными (способность искать и находить основные принципы, способность интуитивного осознания, способность справедливого суждения, способность к самоанализу, способность к Служению, способность услышать зов своего Высшего «Я» и др.).

Высшие способности, названные здесь «коренными», отличаются от «базовых» тем, что они могут возникнуть лишь при непосредственном участии духа – духовной души человеческой. Так, например, способности к восприятию, обобщению, анализу и синтезу воспитываются целенаправленными усилиями, и могут существенно продвинуть человека в области познания; но способности высшие – способность искать и находить основные принципы, способность интуитивного осознания, способность выводить верные заключения даже при небольшом количестве данных… – рождаются лишь благодаря прикосновению разума человека к сфере более высокой и глубокой, чем его собственная – к его собственному корню – духу, единому с Корнем всего Сущего, и достигается это напряжённым устремлением, усилиями по духовному продвижению, осознанием источника всех высших энергий – осознанием сокровенной мощи сердца. Качества нравственные (сердечность, сострадательность, честность, чувство справедливости…), безусловно, относятся к категории высших способностей.

Способности «периферийные», прикладные4 зависят от трёх главных составляющих:

1) от физической, генетической наследственности (известно, что некоторые специфические способности этой группы «передаются по наследству», являя профессиональные династии);

2) от кармической наследственности (это собственные накопления из прошлых жизней);

3) от чужих или собственных усилий по воспитанию технических способностей в этой жизни.

Т.о. в зависимости от цели, поставленной перед образованием (педагогическим процессом), основной упор делается на развитие одной из трёх групп способностей.

Цель – социализация личности: государство, общество получит подготовленного к сегодняшним требованиям рынка работника, а личность приспособится к выживанию в нынешнем обществе. Развитие исключительно периферийных способностей (чем сегодня в основном и занята вся сфера образования) напоминает попытку вскопать грандиозное поле мотыгами (обычные) и лопатами («перспективные» методики), а также с помощью сохи и плуга (в роли «тягловой силы» выступают учителя5) – на фоне пылящихся и ржавеющих за ненадобностью мощных тракторов. Довольно редкие случаи удачной «пахоты» (обусловленные качественной наследственностью) привели некоторых к дикой идее «элитарного» образования, обрекающей огромную «серую» массу на постепенную деградацию.

Цель – развитие личности. Развитие преимущественно базовых способностей приводит к появлению т.н. «развитой личности», легко овладевающей (при последующем профессиональном образовании) почти любой практической сферой деятельности. Правда, при этом неординарные способности данной личности легко могут быть направлены и ко злу; так что такая педагогика гарантирует появление достаточного количества «талантливых негодяев». Более того, невнимание (при воспитании) к высшим способностям делает практически невозможным какое бы то ни было духовное развитие.

Цель – духовное развитие. Развитие высших, коренных способностей влечёт за собой и развитие базовых, только каждая группа способностей занимает своё законное (в соответствии с иерархическим уровнем) место. Хороший пример присутствия во всех аспектах развития человека высших оснований явлен особенностями духовного пути двух ветвей буддизма. Буддизм «малой колесницы» полагает основной целью некий аналог современного понятия «самореализации» личности – приведение себя в высшее духовное состояние. Буддизм «большой колесницы» полагает основу всех действий в сострадании ко всем живым существам и в желании избавить их от страданий, пусть даже ценой самопожертвования. На практике это означает, что всякое действие, процесс, усилие совершаются только ради этой великой цели; именно великая цель эта является побудительным мотивом и движущим энергетическим импульсом для всех действий идущего по пути духовного развития. Сострадание, забота о благе других, единение с Силами Света ради этой цели, – мысли эти постоянно находятся в сознании и всякое действие, слово и мысль проверяются на соответствие этим побудительным мотивам. Т.о. при развитии высших, коренных способностей, что является подлинно духовной педагогикой, личность приучается апеллировать к духу, к сердцу, к собственной глубине и чистоте – всё время держа в сознании цели Общего Блага. Способности периферийные тогда станут доступны гораздо легче, чем даже при развитии одних только базовых способностей – ведь высокие цели, принятые сердцем, ставшие действенной силой всего существа, являются энергетическим двигателем, облегчающим любые достижения (пример – высокие достижения некоторых спортивных школ, научивших воспитанников совершать все свои усилия с мыслью, что ты движешься на благо других людей, растишь возможности свои на благо своего народа).

Необходимо также сказать, что подлинно гуманным является только то образование, воспитание, цели которого гуманны – т.е. взыскуют блага для данного человека и для всех людей; гуманности средств обучения недостаточно, ведь самыми гуманными способами, методиками, со всей добротой и ласковыми улыбками можно вести человека к самым антигуманным целям, чтобы использовать его, не считаясь с его благом и благом всего человечества.

 

VI

Необходимо всё время помнить при рассмотрении вопроса развития способностей, что способности – это энергии человека, накопленные им путём осознанных усилий.

В свете этого следует усвоить одно из важнейших правил развития: все действия (усилия) по овладению, освоению, развитию, утончению любых способностей должны быть произведены учащимся самостоятельно, с полным желанием их осуществлять.

Если ученик хотя бы в какой-то мере сам учится, сам прикладывает усилия, осознавая необходимость обретения способности, накопленные им энергии-силы, во-первых, дадут ему «плацдарм» для дальнейшего развития в этой жизни, и во-вторых, останутся с ним и в следующем воплощении – в виде устремлений, подвигающих к овладению той или иной сферой деятельности, что понимается как подлинная одарённость или талантливость.

Если ученик не делает самостоятельных усилий, его работа не сознательна, но выполняется по принуждению, некий «призрак» способностей может появиться на некоторое время. Его собственной заслуги в этом нет – это полностью результат труда учителя (результат вложения энергии учителя). Учёбой, учением такие процессы называться не могут, это натаскивание – процесс, аналогичный дрессировке животных или деформации металла (если железный прутик сгибать в определённом месте, то со временем он будет легко сгибаться именно в этом месте), – т.е. процесс, в котором совершенно не участвует сознание учащегося, изображающего собой животное или мёртвую материю. Таким образом, в ученике не происходит накопление энергий высшего порядка, собственно и составляющих способности высшие и базовые; он обретает лишь периферийные способности, не коренящиеся ни в высших, ни в базовых, и, как следствие:

1) способности некачественные, не обладающие необходимой утончённостью и глубиной;

2) не дающие возможности дальнейшего самостоятельного развития, качественного развития;

3) в новом воплощении некоторые остатки периферийных способностей будут проявлены, процесс обучения обретёт кажущуюся лёгкость (за счёт припоминания, узнавания когда-то освоенного), но от подлинной одарённости, талантливости это будет отличаться низким качеством являемых энергий, отсутствием правильной оценки качества своего учебного труда, нежеланием его совершенствовать, неспособностью совершать самостоятельные усилия для овладения этой способностью, для выполнения учебных задач.

 

VII

Рассмотрим часто возникающую ситуацию: ребёнок определённо имеет некоторые способности («задатки», говоря языком современной психологии) в той или иной сфере человеческой деятельности. Какого они уровня? Нужно ли их развивать? В какой мере уделять им внимание? Не целесообразнее ли заняться развитием других, не проявленных ярко способностей?

Обычно признаками наличия способностей (задатков) считают явную лёгкость первых шагов в освоении тех или иных дисциплин, а также проявление некоторых аспектов способности в как бы уже реализованном виде (в виде «свёрнутых навыков»). Все указанные признаки относятся всегда только к периферийным способностям. Т.о. за этими признаками может крыться проявление накопленных в прошлых жизнях энергий:

1) добытых собственным трудом по обретению и развитию способности, либо

2) полученных в процессе принудительного учебного труда, дрессировки-натаскивания.

В первом случае имеют место настоящие способности, ибо они укоренены в более высоких – базовых, или даже в коренных способностях, которые во всех воплощениях являются энергетическим источником, двигателем, побуждающим человека развиваться в избранном направлении, а также углублять, утончать способности, достигая высочайшего качества. Такие способности развивать можно и нужно; более того, носитель их сам устремится по пути развития, даже преодолевая возникающие препятствия (знаменитый русский художник А.И. Куинджи, по словам Н.К. Рериха, говорил: «Хоть в тюрьму посади, а все же художник художником станет»).

Во втором случае, несмотря на наличие признаков имеющихся задатков, реальных способностей, увы, нет. Имеются лишь «остаточные» энергии обретённых в прошлой жизни периферийных способностей (способностей, свойственных данной личности – приобретённых и действующих в связи с определённым физическим и низшим тонким телом – т.е. действующих только в одном воплощении). Первые шаги в учёбе и изучение отдельных аспектов будут даваться легко, но здесь отсутствует главное: качественные наработки прошлого, воплощённые в развитых базовых способностях данного направления, которые могут появиться только в результате собственных усилий. Как следствие, подлинная, глубокая заинтересованность в овладении способностью будет начисто отсутствовать, делая невозможным не только самостоятельный труд, но и реалистичную оценку качества своего учебного труда (тем более, стремление к совершенствованию). При этом учащийся может утверждать, что он заинтересован в учёбе, хочет овладеть способностью; часто он даже искренен в этих своих утверждениях, не понимая, что недостаточно желать пожинать плоды развития, сила желания должна давать энергию, достаточную для самостоятельных усилий, для терпеливого труда по совершенствованию качества. Но нередки случаи, когда учащийся с задатками такого рода полностью равнодушен, или даже исполнен неприязни к данной сфере деятельности. Возможно, это объясняется тем, что в предшествующем воплощении овладение этими периферийными способностями было принудительным, насильственным, и оставило негативные воспоминания.

Итак, попытка развития способности в этом втором случае определённо не рекомендуется. В худшем (?) случае она закончится почти ничем – после долгого времени мучений ученика и учителей; в «лучшем» случае – путь насильственного развития, пройденный уже в прошлых воплощениях, повторится – с тем же недолговечным и некачественным результатом, не дав душе «развиваемого» человека ничего, кроме мучений и неприязни к мучителям и изучаемому предмету. При этом внешний успех может быть достигнут, проявления этих периферийных способностей могут быть, при всей своей некачественности, яркими и эффектными. Такой «выученик» может получить славу, деньги – пополнив собой легион бездарных деятелей искусства, науки, политики и экономики, восседающих на своих «олимпах», созданных неразвитыми почитателями. Но его воплощение тогда пройдёт напрасно, не добавив ему доброй кармы и нисколько не продвинув его по пути духовного развития.

Что же делать человеку, не являющему вроде бы никаких серьёзных, глубоких задатков? Как и чему учить такого человека? – Обретать и развивать коренные и базовые способности, а «в русле» периферийных – заниматься тем, к чему есть подлинный, глубокий и бескорыстный интерес, – рано или поздно такая область найдётся. Это лучше, чем купить славу и достаток ценой собственной души и ценой ущерба своему народу (ведь не имеющие подлинного таланта выскочки замедляют развитие страны, способствуют деградации всего человечества).

Велики ли шансы новых поколений, современных нам, на правильное развитие способностей? – Увы, нет! Государство, официальная наука, работодатели и «родительская общественность» не заинтересованы в духовном развитии детей – в силу материалистического мировоззрения, извратившего систему ценностей (корыстолюбие ставит денежный «базис» значительно выше культурной и духовной «надстройки»). Да и оценить результат обучения легко только по проявлению периферийных способностей (хорошо решил задачу, нарисовал, спел…), а как неразвитому уму и нечуткому сердцу не то что оценить, – увидеть присутствие способности слышать голос своего духа, или воспринимать красоту и мысль музыкального произведения?.. И вся система школьного и дополнительного образования построена на материалистических основаниях – исключающих возможность развития высших способностей. Наметившаяся же сегодня тенденция «нагрузить» учителя (помимо основной, и без того трудновыполнимой, задачи внедрить в память учащихся огромные объёмы информации и натаскать на проявление периферийных способностей) ещё и задачей духовного развития каждого ребёнка – ужасна и отвратительна в своей бесчеловечности, и, конечно, ни к чему хорошему не приведёт. Попытка же духовное развитие отдать «на откуп» священникам разных конфессий взрастит обрядовую церковность вместо духовности, и, как следствие, религиозную нетерпимость.

Только победив материалистическое и бездуховное отношение к жизни – в личной и общественной жизни, в административной и научной работе – можем мы сделать шаг на следующую ступень эволюции, давно ждущую нас!

 

P.S.

Упомянутые в статье названия способностей взяты из книг «Учения Храма» и из Писем Е.И. Рерих.

Некоторые способности, о которых говорится в Уроках «Храма человечества»:

§      способность к восприятию Божественной энергии

§      способность справедливого суждения

§      способность любить

§      способность распознавания

§      способность хранить чистоту и верность избранной цели

§      способность к служению

§      способность долготерпения

§      способность к ученичеству

§      способность управлять своими жизненными силами

§      способностью сосредоточения на избранной цели

§      способность интуитивного осознания

§      способность к формированию и восприятию мыслей

§      способность к обобщению и синтезу

§      способность искать и находить основные принципы

§      способность постижения

§      образная или описательная способность

§      способность к самоанализу

§      способность к восторгу

§      способность к обобщению и сопоставлению

§      способность находить первопричину

§      способность перевести ощущение в осознание

§      способность сохранять равновесие при любых условиях

§      способность помочь другим

§      способность сосредоточить волю

§      способность выводить верные заключения даже при небольшом количестве данных

§      способность различать пограничную линию между эгоистичной и бескорыстной любовью

§      способность прощать и забывать свои действительные или воображаемые обиды

§      способность контроля над собой и обстоятельствами

§      способность к согласованным действиям

§      способность к милосердному суждению

§      способность усвоения

§      способность передачи мысли

§      способности к жертве

§      способность концентрации духовных сил

§      способность действовать справедливо

§      способность чувствовать красоту в проявлениях…

§      способность формирования и восприятия идей

§      способность познать своего Бога

§      способность услышать зов своего высшего «Я»

§      способность человека познавать Бога в ближнем своём

 

В Письме Е.И. Рерих от 12.12.1934 упоминаются «…способности находчивости, мужества, зоркости и осмотрительности, честности и преданности и т.д.».

 

«Никто не хочет подумать, что если, чтобы сделаться выдающимся художником, или артистом, или ученым, нужны не только многие накопления в этом направлении в прошлых жизнях (так называемые прирожденные способности), но и годы упорного и постоянного труда в настоящей жизни, то тем паче необходимы самые настойчивые устремления к расширению и дисциплинированию своего сознания, которое одно способствует утончению и огненной трансмутации наших центров. Ведь достижения духовные, как связанные с ростом сознания, и есть наитруднейшие. Яркий пример такой трудности являет сейчас наше земное человечество, которое после многих миллионов лет существования и неисчислимых горьких уроков собирается сейчас истребить не только весь род людской, но и взорвать свою планету!» (Письмо Е.И. Рерих от 19.11.1937).

 

«Не само занятие или профессия, но только отношение к ним является мерилом высоты духа. Нужно думать и стремиться к самому главному, именно к поднятию вибраций нашего внутреннего сознания и существа, этим многое облегчается. Уныние и сомнения – наши самые страшные враги, не устану повторять этот трюизм. Недаром в православной церкви имеется молитва об избавлении нас от духа уныния. Сила и крепость духа измеряется способностью сохранять бодрость в трудные минуты. Дух знает, что на правильном пути Помощь Сил Света всегда с нами. Но помощь эта приходит в последнюю минуту, чтобы дать возможность человеку напрячь все свои способности, и такое чрезвычайное напряжение повышает наши вибрации и тем самым помогает нам контактировать и ассимилировать тончайшие энергии, идущие от Источника Света. Эти энергии преображают нашу внутреннюю сущность» (Письмо Е.И. Рерих от 28.02.1950).

___________________________________

- Скандхи (буквально – "свёртки", "группы") – это тонкоматериальные "частицы" (как бы маленькие энергетические вихри), из которых состоит человек. Распространённое учение буддизма говорит о 5 группах скандх (доступных нашему пониманию):

– рупа-скандхи – отвечающие за "форму", внешний вид тела, цвет и др., т.е. "формирующие" тело, как плотное, так и астральное;

– ведана-скандхи – отвечающие за чувствования, точнее, за переживание ощущений, т.е. составляющие суть астрального тела;

– санджня-скандхи – отвечающие за оперирование логическими понятиями, представлениями, т.е. составляющие рассудок, низший интеллект;

– санскара-скандхи – отвечающие за "черты характера", "привычки", "силы" человека в той или иной области – в т.ч. за его способности, т.е. это энергии человека, рождённые его кармической деятельностью – мыслями, словами и поступками, принадлежащими как этой жизни данного духа, так и всем предшествующим жизням-воплощениям;

– виджняна-скандхи – отвечающие за сознание человека на этом, земном плане, т.е. наиболее близкие духу энергетические "частицы", служащие его проявлению (точнее, проявлению его воли) на земном плане.

Глубокое Учение буддизма говорит также о группе из пяти локоттара-скандх – как о результате трансмутации низших скандх.

- В одном древнем буддийском трактате говорится: "манас порождает скандхи". Манас – это разум человека, двойственный посредник между духом и душой. Двойственный – потому, что часть его принадлежит Высшей душе человека, непосредственно облекающей дух, другая же часть – составляет часть низшей, смертной души и проникнута её энергиями.

- «…каждая мысль человека при выявлении переходит во внутренний мир и становится активной сущностью путем присоединения, Мы могли бы назвать это срастанием, к элементалу – то есть к одной из полуразумных сил в царствах. Она продолжает существовать, как активная сущность – порожденное умом существо – больший или меньший период, пропорционально начальной интенсивности мозговой деятельности, породившей ее. Так, добрая мысль остается как активная, благотворная сила, злобная мысль – как злобный демон. И таким образом человек постоянно заселяет свой поток в пространстве миром своего же порождения, наполненным порождениями его увлечений, желаний, импульсов и страстей; поток, который реагирует на любую чувствительную или нервную структуру, соприкасающуюся с ним, пропорционально его динамической интенсивности. Буддист называет это своей «Скандха», индус именует это «Карма». Адепт выделяет эти формы сознательно, другие люди образуют их бессознательно» (Письмо 5 // Письма Махатм).

- Е.И. Рерих в одном из своих писем называет их физическими: «Чисто технические или физические способности, конечно, часто зависят от наследственности, тоже являющейся кармическим следствием» (Письмо от 11.06.1935).

- И не они несут ответственность за то, что их запрягли и над ними издеваются – не в их власти запустить трактора… Чиновники, учёные и заинтересованная часть общественности, в чьих руках власть, деньги и идеология – вот кто отвечает за происходящее.