Живая Школа


"Живая Школа"

— сайт, на котором вы сможете узнать о новой педагогике, ориентированной на духовное развитие, базирующейся на Знании основных Законов Бытия и законов психической энергии. Можно познакомиться с новой методикой музыкального образования и воспитания (развитие музыкальности, музыкального мышления, музыкально-исполнительского мастерства...), основанной на принципе развития сознания и воспитания духовных потребностей личности.

На сайте размещены только уникальные авторские тексты. Их основа – многолетняя педагогическая и творческая деятельность авторов сайта, основанная на знаниях Учения Живой Этики.

Не утратила ли педагогика своё право называться наукой, искусством. Решение проблем подростков с точки зрения классического знания

Одна из значительнейших книг по педагогике в своём названии имеет такие слова: "Введение в прикладную философию". Эта книга российского мыслителя С.И. Гессена, по-видимому, мало оценивается как основа практики педагогической деятельности. Полное название книги – "Основы педагогики. Введение в прикладную философию".

Именно практическая философия, а не методика (в её бесконечной вариативности, ведомая столь же многоликой идеологией) является настоящей, научно обоснованной педагогикой.

Философия, дающая фундаментальные знания об устройстве Бытия и человека (человека в глубоком "океане" Бытия), является единственно надёжной основой воспитания. И эта истина чистой нотой звучит во всех великих учениях, так или иначе затрагивающих вопросы воспитания.

Не только такие гении, как Платон, этот философ-Посвящённый, учили, что человека надо растить на основе просвещения о Человеке и смысле его нахождения в этом мире и в Мирах Высших, но классическая психология, которая сегодня тоже как-то "отодвинута" более "удобными" теориями, утверждает те же истины классического знания.

Так, великий советский психолог Л.С. Выготский, знавший и чувствовавший, по-видимому, гораздо больше, чем мог сказать в условиях советской идеологии, одной лишь своей крылатой фразой сказал больше, чем тома диссертационных разработок:

"В правильной среде правильно растут и правильно развиваются дети" (Л.С. Выготский).

А теперь о том, почему говорим столь резко о современной педагогике. Педагогика, как большинство отраслей современного знания, так же, как и современная философия, и современное искусство, предаёт свои основы.

Основы – это воспитание Человека. "Предательство" в отношении этой единой задачи для всей культуры, включая науку, состоит в том, что в угоду сиюминутным целям оставлены в стороне, в небрежении, Цели главные.

Вот простая истина – Человека в ребёнке воспитывает, укрепляя всё наиболее чуткое, разумное и духовное в нём, – его окружение и качественное образование, основанное, опять-таки, на "питании" ума и сердца всем возвышенным, одухотворённым. В этом истинный, не затемнённый натаскиванием на те или иные формы поведения, смысл слова "воспитание".

"Питание" и "восхождение", соединяются и "созвучат" в этом прекрасном русском слове. Кстати, белорусское слово "выхаванне" (воспитание) добавляет ещё и ноту "оберегания". Бережность к духу и сердцу маленького человека, питание его ума красотой и мудростью знаний, – вот единая и непреходящая идея педагогики.

Что же имеется сейчас? – Все видят (и многие участвуют) безудержную "гонку" за результатами. Ради чего? – Ради конкуренции и во имя конкуренции.

Если кто-то думает, что в искусстве иначе, то нужно знать, что "иначе" может быть только в обучении, не нацеленном на "звёздность". Профессиональное образование в искусстве, увы, тоже питает отнюдь не "вечными ценностями", в том смысле, что "технологии действия" в обучении, направленном на "конкурентоспособность" (и, желательно, подальше за границей любимой страны), намного опережают, а часто полностью игнорируют воспитание ума и сердца, то есть того, ради чего и "чем" будет являться искусство будущей "звезды" на небосклоне искусства.

Что есть те "вызовы", с которыми сейчас предполагается бороться воспитанием в духе "традиционных ценностей"?

Очень часто – это формы протеста против фальши. Ведь в отличие от воспитания истинного, дающего представления о Человеке и Бытии и бережно взращивающего в каждом ребёнке его уникальность, раскрывающего его наиболее одухотворённые свойства, укрепляющего его лучшие способности, псевдовоспитание и псевдообразование – "обезличенно" унифицированы и недуховны.

Для того, чтобы образование стало настоящим образованием, живым и интересным каждому ребёнку, нужно "всматриваться" в глаза ребёнка и "вслушиваться" в звучание тонких струн в сердце. Нужно освободить от страхов, дав знание о бесконечности его жизни, рассказав о том, что Жизнь закономерна, а в каждом сердце хранится нетленный запас всех прежних знаний и умений, ожидающих их раскрытия и применения на благо Мира.

Многое надо рассказать малышу, именно малышу, ещё дошкольнику, чтобы ему захотелось учится, изучать Жизнь, полную таинственных глубин, познавать самого себя, и найти себя в близких сердцу и полезных людям трудах.

Сколько говорим, что не следует с начинающими упражняться на примитивном материале, увлекаться звукоподражательными попевками. Ребёнку нужна красота истинного искусства, красота звука, речи, и мысли – красота сознательных человеческих проявлений. Сразу, не потом, но именно с первых дней. (Чего же удивляться "квадроберам" (или кто ещё объявится), если образование и воспитание ничего не делает для того, чтобы показать ребёнку красоту человеческого образа: красоту мысли, чувства, речи – и радость творчества.

"Традиционные ценности" – самое неподходящее выражение из всех, которые можно было бы избрать для того, чтобы утвердиться на неком более истинном и чистом пути. Традиции основывают люди. Традиции не есть нечто неизменное. В слове "традиция" для каждого живого сознания есть нечто, что сразу хочется начать менять, а вовсе не "следовать". Что за глупость – вечно следовать "традициям". Создавайте новые традиции, стройте по-новому, по-своему! Другое важно – Красота. Истина. Беспредельность познания. И пусть новое будет лучше, прекраснее и мудрее прежнего!

Непреходящи только вечные ценности, а вовсе не ценности "традиционные". А для того, чтобы детям хотелось приобщаться к этим вечным и Единым ценностям, их надо знать. Именно для этого служат Знания о Бытии и Человеке. (Основы Бытия, или истинная философия, – не просто "философствование", но знания.)

А чтобы хотелось строить жизнь на этих "вечных ценностях", необходимо чувство Красоты, которое одно лишь может удержать от всего грубого, "нечеловеческого". Для этого и необходимо Искусство. Это его миссия, единое и вечное "занятие" – будить в людях чувство своей Человеческой, возвышенной и вечной природы.

Культура, поднятая на тот трон, на котором сейчас восседает изгнавшая её коммерция (в угоду которой и предали свои позиции человековоспитывающие науки – педагогика, искусство, философия, психология), – восстановит утраченное равновесие жизни.

"Самозванку" коммерцию надо вернуть на её обслуживающее жизнь место, а Править должно Красоте, Мудрости, Знанию – глубокому и синтетичному. Тогда "детские" проблемы, которые сейчас "растут, как грибы", просто исчезнут, как исчезают тени при свете дня.

Когда воспитание перестаёт быть "питанием" всем возвышенным, тонким и прекрасным, а становится просто "настраиванием" новых поколений на некое наиболее "удобное" для текущего состояния дел поведение и проявление, то это вызывает справедливый протест. И этот протест вовсе не свойство раннего или подросткового возраста, но прямое следствие ощущаемой фальши. Настоящее, искреннее, направленное к Человеку в каждом человеке, – всегда привлекательно.

Закончим словами из Живой Этики, напоминающими такую, кажется, очевидную истину: даже вредное не надо запрещать. Надо направиться к лучшему и более прекрасному. Подлинное, искреннее, не фальшивое и не навязчивое – всегда привлекательно.

"Образование народа надо вести с начального обучения детей с возможно раннего возраста. Чем раньше, тем лучше. …переутомление мозга бывает только от неповоротливости. Каждая мать, подходя к колыбели ребёнка, скажет первую формулу образования: «Ты всё можешь». Не надобны запреты; даже вредное не запрещать, но лучше отвести внимание на более полезное и привлекательное. То воспитание будет лучшим, которое сможет возвеличить привлекательность блага. При этом не надо калечить прекрасные Образы, как бы во имя детского неразумения, – не унижайте детей. Твёрдо помните, что истинная наука всегда призывна, кратка, точна и прекрасна. Нужно, чтобы в семьях был хотя бы зачаток понимания образования. После семи лет уже много потеряно. Обычно после трёх лет организм полон восприятий. Рука водителя уже при первом шаге должна обратить внимание и указать на дальние миры. Беспредельность должен почуять молодой глаз…

…Изгоняется ложь, грубость и насмешка. Предательство даже в зачатке недопустимо. 

Работа «как большие» поощряется… Сознание «всё могу» не есть хвастовство, но лишь осознание аппарата…" ("Община", 102).


20 октября 2024 года