Живая Школа

На сайте "Живая Школа" вы сможете узнать о новой педагогике, ориентированной на духовное развитие, базирующейся на Знании основных Законов Бытия и законов психической энергии. Можно познакомиться с новой методикой музыкального образования и воспитания (развитие музыкальности, музыкального мышления, музыкально-исполнительского мастерства...), основанной на принципе развития сознания и воспитания духовных потребностей личности.

На сайте размещены только уникальные авторские тексты. Их основа – многолетняя педагогическая и творческая деятельность авторов сайта, основанная на знаниях Учения Живой Этики.

Основные даты жизни ЕЛЕНЫ ПЕТРОВНЫ БЛАВАТСКОЙ

Рубрика: Свет Учения
Автор: Живая Школа

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ

ЕЛЕНЫ ПЕТРОВНЫ БЛАВАТСКОЙ

В ночь с 11 на 12 августа 1831 года в г. Екатеринославе (ныне Днепропетровск) в семье Петра Алексеевича фон Ган, офицера-артиллериста и Елены Андреевны, урожденной Фадеевой родился первенец – девочка, которую назвали Елена.

1831 – 1842 семья ездит за полком отца по бескрайним просторам Российской Империи: Астрахань, Саратов, Санкт-Петербург, Полтава, Одесса… Знакомство с буддистами Калмыкии.

1842 г. Елена Андреевна, известная уже к этому времени писательница, которую Белинский восхищенно называет «российской Жорж Санд», умирает, оставив сиротами 11-летнюю Елену и ее младших сестру и брата. Дети перебираются в Саратов к деду-губернатору Андрею Михайловичу Фадееву. Воспитанием детей занимаются учителя и гувернантки под руководством бабушки – урожденной княгини Долгорукой, известного в Европе ученого геолога и ботаника. Уникальная библиотека предков-Долгоруких поступает в распоряжение Елены. Она учится со всей страстью к знанию и, когда ей еще не было и 15 лет, «ни Парацельс, ни Кунрат, ни Агриппа уже ничему не могли научить» ее.

1844 – 1846 г. Путешествует с отцом по Европе. На Концерте Лондонского Филармонического Обществе вместе с Кларой Вик (жена Р. Шумана) и Арабеллой Годдард исполняет произведение Роберта Шумана для трёх фортепиано. Путешествие по Сибири и северному Казахстану.

1847 г. Переезд в Тифлис (Тбилиси). Она ищет «философский камень», чтобы преобразовать свинец человеческой природы в золото божественного Духа, подлинную соль земли.

1848 г. В Тифлис приезжает князь Голицын, увлеченный тайнами Востока. Он дает Елене Петровне адрес одного египетского посвященного и знакомит ее с графиней Дашковой. Увлеченная рассказами о Востоке, Е.П., возможно, принимает решение уехать из России. Пренебрегая условностями «света», пишет сатиру в стихах на местное общество. Ее ненавидят и распускают про нее отвратительные слухи.

1849 г. Свадьба с пожилым генералом Н.В. Блаватским (брак, который Е.П. заранее объявляла фиктивным). Бегство от мужа к родным. Отправленная родными к отцу, Е.П. бежит по пути на английском корабле в Константинополь. Пытается зарабатывать на жизнь, участвуя в скачках с препятствиями на необъезженных лошадях.

1849-1851 гг. С графиней Дашковой путешествует по Турции, Греции, Египту (где учится у посвященного П. Метамона), Восточной Европе. Живет в Париже, занимается живописью.

12 августа 1851 г. Встреча с Учителем. Весть о Миссии.

1851-1852 гг. Путешествия и искания: Канада (знакомится с верованиями индейцев), США (ищет мормонов, в Новом Орлеане знакомится с вуду, но после предупреждения Учителя уезжает), Мексика, Центральная и Южная Америка, Перу (встречи с Посвященными, изучение тайн древних цивилизаций), страны (острова) Карибского бассейна (Вест-Индии). Большинство путешествий – с «такими же» искателями Истины. Едет на Цейлон, затем в Индию.

1853 г. Путешествия по Индии. Пытается проникнуть в Тибет через Сикким, но задержана на границе английскими военными и уезжает из Индии.

1854 г. Через Сингапур и Яву возвращается в Англию. Берёт уроки фортепиано у композитора Мошелеса. Приезжает в США и пересекает страну с Востока на Запад с эмигрантами, перевалив через Скалистые горы. Возможно, снова посещает Южную Америку.

1855 г. Из Сан-Франциско через Тихий Океан едет в Японию. Изучает японский буддизм, синтоизм, учения братства Ямабуши – японских воинов. Через Сингапур и Малакку едет в Индию.

1856 г. Путешествует по Индии под руководством Учителя. Через Кашмир и Ладак вместе с немецким исследователем – другом ее отца пробирается в Тибет. Учится в доме Учителя.

1858 г. Покидает Индию и через Ассам, Бирму, Сиам и Яву едет в Европу. Франция и Германия. Концертные туры по Италии и России под псевдонимом «мадам Лаура». По её эскизам делают росписи в личных покоях французской императрицы Евгении (жены Наполеона III). К Рождеству возвращается в Россию – в дом сестры во Пскове, где собрались ее отец, брат и тетка Н.А. Фадеева.

1859 г. Санкт-Петербург вместе с сестрой и отцом; затем Имение Ругодево Псковской волости Новоржевского уезда. Множество феноменов.

1860 г. Летом – на Кавказ. Сперва – у деда в Тифлисе.

1860-1865 гг. Кавказ (Мингрелия, Имерети, Абхазия). Общается с языческими жрецами. Пытается зарабатывать, открыв мастерскую по изготовлению искусственных цветов, затем шляпный магазин. Занимается торговлей (сплав орехового наплыва); изобретает дешевый способ изготовления чернил и организовывает заводик, который впоследствии дарит людям, оставшимся без средств к существованию. Знакомится с мальчиком-кузеном С.Ю. Витте, будущим премьер-министром России, вспоминавшем впоследствии, что она писала при нем огромные письма родным и знакомым в стихах, причем с удивительной легкостью, стихи «лились, как музыка», также множество газетных статей на разнообразные серьезные темы.

Происходит психофизиологическое переустройство организма, сопровождавшийся тяжелой болезнью. В результате, Е.П.Б. приобрела полный контроль над феноменами, которые могла творить.

Отъезд из России.

1866 г. Путешествия по Карпатам, Балканам, Греции, Египту, Сирии, Ливану (получает посвящение у секты «друзов»), Персия, Италия, Европа.

1867 г. На короткий срок возвращается через Сербию в Россию (на Кавказ). Осенью по Поручению едет в Италию к Гарибальди. Участвует в сражении при Ментане

3 ноября 1867 года. Получает пять тяжелых ранений и ее, приняв за мертвую, выносят с поля боя.

1868 г. Получив письмо Учителя, через Константинополь и Египет едет в Индию и прибывает в Тибет, где несколько лет проходит обучение и подготовку к Великой Миссии под Руководством Учителей.

1870 г. Покидает Индию в конце года и прибывает в Египет, на Кипр, а затем в Грецию.

1871 г. По пути в Египет в Эгейском море при острове Специя пароход взрывается, она оказывается в числе немногих спасшихся. Приезжает в Александрию, затем в Каир. Основывает «Societe Spirite» - спиритическое общество для исследования феноменов. Из-за нечестных медиумов и нескольких, попавших под одержание, общество прекращает свое существование. Е.П.Б. знакомится с Эммой Каттинг (будущей Куломб - предательницей).

1872 г. Путешествия по Среднему Востоку: Сирия, Палестина, Ливан, возможно Пальмира, Турция. Через Константинополь – в Одессу. Это последнее посещение России. В Одессе приютила у себя некую госпожу Себир, которую спасла от расправы (за поддельные спиритические сеансы), вывезя из Каира, и от голодной смерти – содержа её и подарив свой завод по производству чернил. За это Себир отблагодарила её – клеветой и ложным письмом, написанным от лица Е.П. Блаватской и адресованным третьему жандармскому отделению – с предложением «любых услуг». Эта клеветническая подделка «всплыла» в первый же период организованной травли Е.П.Б. (1884-1885 гг.), а также в наши дни – благодаря «последователям» учения.

1873 г. Через Восточную Европу приезжает в Париж. По Указанию Учителя отправляется в США. Едет в ужасных условиях, низшим классом; свой билет первого класса она продала, чтобы помочь обманутой женщине с детьми. Прибывает в Нью-Йорк 7 июля 1873 г.

1873-1874 гг. Живет в Нью-Йорке. Оставшись без средств к существованию (вследствие смерти отца) пытается зарабатывать на жизнь: делает украшения из кожи, рисует рекламные карточки, изготавливает искусственные цветы и шьет галстуки. Переписывается с Аксаковым (учителем царевича, братом писателя, активным членом кружка русских спиритов, куда входил и Бутлеров). Множество переводов на русский язык: продолжение романа Ч. Диккенса «Эдвин Друдд», «Происхождение видов» Ч. Дарвина, статьи и книги посвященные науке и спиритуализму. Пишет и публикует в газетах США статьи на различные темы, в т.ч. в защиту России, воевавшей с Турцией. Получив наследство от отца, щедро раздает его всем бедным и страждущим. Остаток вкладывает в сельскохозяйственное предприятие – ферму, но партнерша по ферме обманывает ее и, продав ферму, скрывается с деньгами.

Октябрь 1874 г. Едет на ферму медиумов Эдди для встречи с Г.С. Олькоттом – возможным сотрудником.

1874-1875 гг. Публикует множество статей в защиту истинности феноменов; намеки на основы Учения. Вводит Олькотта в круг понятий Восточной Философии.

Олькотт получает Послания от Учителей и становится учеником; сотрудничает и учится у Е.П.Б.

Е.П.Б. общается очно и заочно с множеством виднейших деятелей США. Франции, Англии, России, … – политиков, ученых, и т.д. Множество статей Е.П.Б. вышедшие за несколько лет настолько популярны, что издатели газет переиздают их целыми сборниками, которые мгновенно расходятся. Е.П.Б. пишет статьи для русских газет и журналов.

8 сентября 1875 г. группа интересующихся спиритуализмом принимает решение создать общество для исследования феноменов и изучения Древней Мудрости.

17 ноября 1875 г. официально объявлено об основании Теософского Общества. Президент – Олькотт.

В 1875 г. издан сборник художественных («оккультных») рассказов Е.П.Б.

1876-1877 гг. Е.П.Б. работает над книгой «Разоблаченная Исида». К этому времени против нее ополчились кроме части ученых и христиан большинство спиритов (так как она опровергала их теории относительно духов и предупреждала об опасности медиумизма). Общение с выдающимися людьми всего мира (политики, министры, писатели, художники, профессора, ученые раввины, индийские брахманы, христианские священники, масоны и розенкрейцеры и т.д.) Дом Е.П.Б., где проходили встречи назван «Lamasery» - Ламаистский (буддийский) монастырь. Газета «New-York Herald» назвала этот дом Домом Свободы и центром современной мысли Америки. Работа над книгой идет по 18 часов в сутки, несмотря на болезнь и увечье, на полное отсутствие средств. 29 сентября 1877 г. выходит в свет «Разоблаченная Исида» («The Isis Unveiled») в 2-х томах. Тираж полностью распродан за десять дней. Книга расходится большими тиражами, обсуждается интеллектуальной элитой на всех континентах. Отделения Теософского Общества открываются в Англии, Индии, Греции… Все гонорары от произведений Е.П.Б. передаёт в Российский Красный Крест.

8 июля 1878 г. Е.П.Б. принимает гражданство США, чтобы иметь возможность беспрепятственно действовать в Индии и 17 декабря 1878 г. отправляется в Лондон (в появившийся там филиал Т.О.), а затем в Индию.

16 февраля 1879 г. Е.П.Б. и Олькотт прибывают в Индию. Штаб-квартира Т.О. помещается в Бомбее. Индийцы радостно принимают Е.П.Б., но иезуиты начинают газетную травлю. Е.П.Б. ведет неимоверно большую переписку с желающими знать. Ездит по стране, ведет беседы, Олькотт читает лекции. С октября 1879 г. начинают издавать журнал «The Theosophist» - источник Учения для мира на много лет.

1880 г. Поездка на Цейлон (Шри Ланка) и принятие Буддизма 25 мая 1880 г.. Восторженные приветствия жителей. Организовываются сразу 5 филиалов Т.О.

1880-1884 гг. Постоянные поездки по Индии. Открывается много филиалов Т.О., где англо-индийцы подают руку индуистам-брахманам, а мусульмане – парсам (зороастрийцам). Множество статей, в т.ч. для русских читателей. Редактор крупнейшей газеты «The Pioneer» А.П. Синнет публикует много хороших статей о феноменах Е.П.Б. Переписка с Учителями. В октябре 1882 г. – острый приступ болезни почек; Е.П.Б. встречается с Учителем в Сиккиме и получает исцеление. 19 декабря 1882 г. Штаб-квартира Т.О. переносится в Адьяр.

20 февраля 1884 г. Е.П.. едет в Европу. Живет в Ницце, затем в Париже, а с 13 мая в Энгиене, и пишет «Тайную Доктрину». Дает импульс теософскому движению Европы (Франция, Англия, Германия). Множество статей. В августе – октябре посещает Эльберфельд (Германия).

В Индии Куломбы публикуют подложную переписку с Е.П.Б. и обвиняют ее в мошенничестве. Иезуиты из Мадрасского Христианского Колледжа раздувают клевету о поддельных феноменах. Е.П.Б. должна защитить свое доброе имя, не столько для себя, сколько ради Дела и Высших Имён. В ноябре 1884 г. Е.П.Б. едет в Каир, где собирает доказательства низости Куломбов. 21 декабря 1884 г. Е.П.Б. прибывает в Индию. Индийцы устраивают ей торжественную встречу. 300 студентов Мадрасского Христианского Колледжа протестуют против клеветы на Е.П.Б. Она собирается подать в суд, но «сотрудники» категорически против этого; угрожают даже уйти от дел. Болезнь обостряется.

1885 г. Прибыв в Адьяр, Е.П.Б. увидела ширмы и потайные люки, изготовленные Куломбами, и окончательно слегла. Правлению Т.О. в Индии она была неудобна, как главная мишень оскорблений и клеветы. Чтобы обезопасить себя, они вынуждают её 29 марта подать в отставку (она была Ответственным Секретарём Теософского Общества) и грузят ее, тяжело и опасно больную, в бессознательном состоянии, на корабль. 31 марта 1885 г. она покидает Индию. В спешке на берегу оставляют ее личные вещи, в том числе очки, без которых она не могла работать. По прибытии в Европу живет в Италии, затем переезжает в Вюрцбург (Германия), где скрывшись от мира пишет «Тайную Доктрину». Немецкие теософы просят ее уехать из Германии, запугивая возможным арестом из-за обвинений. Большинство сотрудников и учеников предают ее и присоединяются к клевещущим. Публикация «Отчета Общества психических исследований» (декабрь 1885), провозгласившего ее «мошенницей века» и русской шпионкой, вызывают новую волну отречений, предательств и клеветы. В России газеты обвиняют ее в убийствах и других уголовных преступлениях.

1886 г. А.П. Синнет пытается реабилитировать Е.П.Б. и вопреки ее желанию публикует книгу «Несколько случаев из жизни мадам Блаватской». Книга возобновляет уже уменьшившуюся газетную травлю. В мае Е.П.Б. снова посещает Эльберфельд, где встречается с родственниками из России. В июле Е.П.Б. переезжает в Остенде (Бельгия). Начало 1887 г.: Е.П.Б. впадает в кому. За несколько часов до смерти Е.П.Б. видит Учителя, и Он предлагает ей выбор: смерть и конец всех мучений, или еще большие страдания, но возможность закончить «Тайную Доктрину» и учить желающих учиться. Е.П.Б. выбирает служение человечеству.

Май 1887 г. Е.П.Б. поселяется в Лондоне в доме учеников. Заканчивает первые 2 тома «Т.Д.» Если человечество примет их, можно будет дать еще 2 тома. Е.П.Б. должна жить до 31 декабря 1899 г. и учить желающих. Пишет множество статей для основанного в Англии журнала «Lucifer», редактирует еще три журнала (в Индии, США и Франции). Каждую неделю выходят брошюры с теософским учением. Основана (октябрь 1887 г.) Эзотерическая секция: собрания и обсуждения, рассылка инструкций.

1888 г. Олькотт не приемлет нового журнала и Эзотерической Секции. Шантажирует Е.П.Б. угрозами оставить Т.О. и вынуждает исправлять Устав Т.О. В октябре

1888 г. выходит 1-й, а в декабре – 2-й том «Тайной Доктрины» («The Secret Doctrine»).

Выходят книги Е.П.Б.: 1889 г. «Ключ к теософии», «Голос Безмолвия»; готовится «Теософский словарь» (1890 г.). Основана Внутренняя группа для углубленного обучения.

1890 г. Новый всплеск клеветы на всех континентах. Газетная травля. Новые отступничества и предательства «сотрудников». Тяжелая болезнь.

1891 г. Пользуясь тяжелым состоянием Е.П.Б. ученики из Внутренней группы вносят исправления в издаваемые материалы и вершат суд и устанавливают правила в Т.О.

8 мая 1891 г. в 14.25 Е.П.Б. умерла.