По прошествии Праздника, посвящённого учителям, хочется обратить внимание на некоторые явления, которые при всей их "очевидности" до сих пор не стали методами, а ведь результативность их поистине уникальна.
Все хотели бы видеть талантливыми и "успешно реализованными" своих детей, своих учеников. При этом самые близкие, самые очевидные возможности не применяются, или применяются не вполне сознательно, что не даёт всей полноты реализованности метода.
Одним из методов, развивающих и проявляющих многие скрытые способности, является обучение других: каждый ученик, который знает и умеет хотя бы немного больше, чем его товарищ, может учить, помогая, поясняя, делясь своими знаниями и умениями.
Желание научить другого тому, что умеешь сам, надо пробуждать, укреплять и воспитывать в каждом ребёнке.
В обучении игре на музыкальном инструменте "обучение" более старшим учеником младших – один из наиболее действенных методов, который не только укрепляет интерес к процессу обучения, делая более содержательным общение детей в процессе учёбы, что само по себе важно. В попытках и старании "донести" до товарища те или иные "моменты" в одолении сложностей мастерства, ученик лучше овладевает "объясняемым" сам. Осознавая, находя новые ракурсы. Ведь чтобы помочь нечто понять другому, или сделать так, чтобы некий приём мастерства "получился", надо, вникнув в свои ощущения, изощриться в подходе, в умении передать их другому, осмыслить изученное и найти нужные слова.
В стремлении вести ученика скорее к результату, учителя часто упускают этот уникальный метод: "помоги (объясни) товарищу". Уделяя на уроке 5-10 минут такому ученическому "учительству", имеем результат быстрее, и главное – "объёмнее", чем может быть достигнуто за то же время "обычных" занятий.
Действует осознание, "включение" усилия разъяснить, помочь, при этом, разумеется, ученику приходится "проговорить" передаваемое, систематизируя свои представления, выделить главное и наиболее убедительное, в его понимании. Все эти процессы есть кратчайший путь к выявлению того, что в итоге будем иметь как более музыкальное, более осмысленное, более "вдохновенное" исполнение.
О том, что метод взаимообучения учеников действенен, писали многие музыканты-методисты. В частности, прекрасно говорил об этом С.О. Мильтонян, обращая внимание на тот факт, что дети, будучи ближе по сознанию друг другу, с большим интересом слушают и лучше воспринимают объяснения от своих товарищей.
Но помимо того, что такой метод помогает достижению сознательности действий на инструменте, укрепляет интерес, обратим внимание на нечто ещё более важное.
Искусством начинают заниматься, чувствуя интерес к нему, ощущая свои возможности и стремления – исполнять (будь то музыка, балет, театр, живопись, художественное слово и т.д.). Для того, чтобы способности выросли в талант, способности должны озариться духом, светом, сердцем, обрести определённую самозабвенность. Иными словами, человек, занимающийся искусством, должен найти в себе радость отдачи. Пусть это будет радость музыке, радость "дарить" искусство людям.
"Учить" другого – одно из тех "упражнений" души, когда "Я" уходит на второй план, "забывается" – в желании продвинуть другого, не себя.
В таком "упражнении" ученик выявляет свои лучшие возможности, а искры самозабвения и есть тот огонь, который пробуждает и "питает" талантливость. Только малое представление о свойствах психической энергии, и роли качеств в развитии талантливости, делает наш "педагогический мир" недостаточно внимательным к тому, что буквально "под рукой" – к детской искренности, способности и желанию делиться, – к тем огням, которые потом, увы, очень часто "угасают" под волнами себялюбивых представлений окружающих и "настроенности" профессиональных сфер.
"Куда это исчезает всеобщая талантливость малышей", – восклицает весь "взрослый мир", и устно, и письменно повторяя ложное утверждение: "талант непостижим". Это неправда. Основы талантливости достаточно известны. Одна из основ – самозабвенность, любовь – к избранному и делу и к людям. Конечно, на основе накопления опытов этого дела в прошлых воплощениях и усердии труда.
Есть ещё важный момент реализованности в искусстве. К сожалению, эта описанная выше потребность "отдавать" не столь часто проявлена именно в людях искусства. Одно из доказательств тому – сравнительно мало проявленное желание иметь учеников.
Нежелание "делиться" мастерством, знаниями, умениями – одно из самых удручающих явлений нашего Мира, что является также одной из причин уничижительного отношения к самому жертвенному из всех видов труда – труду учителей, особенно учителей, занятых в общем образовании.
Унижая учительский труд, массы людей лишают себя способностей, даже тех, которые имеются в арсенале их накоплений, не говоря уже о приобретении новых.
Важнейшие из законов бытия – закон отдачи и закон благодарности: "полученное умей отдать, поделиться с другими", а также будь благодарен за каждую "каплю" знания.
Не желая делиться знаниями, люди не умеют ценить и труд тех, кто это делает профессионально, причём, не понимая, что в основе учительства, особенно в современных условиях, – огромная жертва: учитель отдаёт большую часть своих сил (а следовательно, возможностей развиваться самому) своим ученикам.
Сегодня одной из главных задач просвещения является объяснение массам людей важнейшей нравственной истины:
Каждый учитель (не только тот, кого вы посчитаете "настоящим"), именно каждый, кто берёт на себя труд учить – ежедневно, ежечасно непомерно отдаёт свои силы, энергию другим – ученикам, их родителям, обществу.
Сегодня труд учителя именно таков, непомерная выдача сил. "Завтра", возможно, учитель станет самой уважаемой профессией в государстве, появится возможность глубже и полнее "учить" не только других, но и себя. Но пока, если вы скажете даже родителям вашего ученика-музыканта, что у него имеется педагогический талант (заметим, талант гораздо более редкий, чем талант исполнительский, именно поэтому так много "нереализованных" музыкальных дарований), эти родители расстроятся и даже обидятся, ведь это так "не престижно" – учить кого-то.
До тех пор, пока этот важнейший из огней духа (отдавать, учить, делиться) не станет проявляться в людях ярче и масштабнее (каждый человек должен научить некоторое число людей тому, что умеет сам), наша жизнь не явится более талантливой и светлой, а искусство не перестанет "катиться" по рельсам "поражающего" чувства, но отнюдь не пробуждающего дух и совесть Мастерства (а ведь пробуждающим дух и совесть и должно быть настоящее Искусство, во всех его видах и формах).
13 октября 2024 года