Живая Школа


"Живая Школа"

— сайт, на котором вы сможете узнать о новой педагогике, ориентированной на духовное развитие, базирующейся на Знании основных Законов Бытия и законов психической энергии. Можно познакомиться с новой методикой музыкального образования и воспитания (развитие музыкальности, музыкального мышления, музыкально-исполнительского мастерства...), основанной на принципе развития сознания и воспитания духовных потребностей личности.

На сайте размещены только уникальные авторские тексты. Их основа – многолетняя педагогическая и творческая деятельность авторов сайта, основанная на знаниях Учения Живой Этики.

Ритмы Бытия и чувство ритма в человеке. Как развивать

Ритмом как непрестанной пульсацией огня жизни пронизано всё существование. Действительность, в единстве зримого и Незримости, – не что иное, как непрестанное Движение, проявленное во множестве волн энергий, пульсаций Стихий - ритмов. Бесконечный Космос во множестве энергетических процессов развивается в соответствии с законами Ритма, гармонии множества ритмических взаимодействий. Каждое образование в Космосе и на Земле подчинено своим индивидуальным ритмам, находящимся в соответствии с ритмами Космоса.

"Световые, магнитные вихри составляют ритм планет" ("Живая Этика", "Озарение", 356).
"Ритм волн и песков и кора планеты значительно нормируются узлами сети света. Учите любить образования света. Не столько образы, запечатлённые на холсте, сколько подсмотренные вибрации света имеют значение" ("Община", 26).

Если повсюду энергия, повсюду материя, проявленная в бесчисленном многообразии форм, которые есть ритм и порождение новых ритмов, многообразных и взаимозависимых, то разве человек не является носителем высших из проявленных ритмов Бытия?

Не только организм человека, но дух, "душа" представляет собой ритмическую структуру, и каждым дыханием, каждой мыслью человек влияет на ритмы окружающей действительности.

При том, что вся жизнь есть проявление ритма, почему встречаются люди, о которых говорят, что у них "нет чувства ритма"? Разве чувство ритма, будучи естественной принадлежностью человека, не является врождённым, естественным, как дыхание?

Поскольку ритм – присущее человеку свойство, то речь идёт о "пробуждённости" и воспитанности чувства ритма. Иначе говоря, об осознании этого явления – ритм.

Каждое человеческое сердце даёт непосредственное свидетельство причастности каждого человека к Ритму, или к ритмам Жизни. Поэтому нельзя сказать, что у кого-то "нет чувства ритма", правильнее будет сказать, что внимание к ритму не воспитано, ритм не осознан, и человек не приучен чувствовать эту форму гармониис Единой Жизнью.

Музыка даёт человеку наиболее яркое ощущение ритма, в сравнении с другими искусствами. Однако в музыке выражаются те ритмы, которые может проявлять и воплощать человек. Глубина Бытия – это возвышенные и утончённые ритмы. На внешней поверхности жизни, в Мире, приучившем себя к грубости, ритмы иные, соответствующие сознанию, мысли.

Много разрушительных ритмов порождает человек творчеством, разобщённым с чувством Красоты. Следовательно, не всякая музыка годится для воспитания чувства ритма.

И это самое важное, что следует понимать современному человеку, особенно, имеющему дело с воспитанием. Далеко не всякое искусство сегодня служит развитию человека, и в частности, не всякое искусство, не всякая музыка служит воспитанию чувства ритма.

Когда вы видите, как малыш (подражая взрослым) кривляется "под музыку" и делает это "в такт", вы видите некоторое проявление чувства ритма, но в его очень ограниченном проявлении. Не только ограниченном, но – ограничивающем. – Ограничивающем развитие человека.

"Прививаемая" грубость может сделать ребёнка нечутким к более тонким ритмам очень надолго. Будучи приученным к ритмам, порождённым грубостью человеческих чувств и мыслей, дети не только не развиваются музыкально, но и становятся менее восприимчивыми к мысли, к духу, к интуиции в себе.

Грубость ритмов противостоит развитию истинной талантливости, не только в музыке, но во всём, поскольку заглушает "голос" духа в человеке. Голос глубины в человеке, он же талантливость и гениальность, проявляется именно тонкостью ощущения ритмов (в самом широком и глубоком смысле понятия).

И все мы знаем, что такие грубые музыкальные ритмы, которые часто предлагаются маленьким детям, всегда сопровождаются ещё и повышенными громкостями, что губительно для нервных центров ребёнка, для его мозга (и, разумеется, для музыкального слуха).

Когда греческие "гимнасии" включали музыку и танцы, когда в средневековых университетах изучалась музыкальная гармония, тогда ещё музыкой не считалась проявление грубости тех степеней, которая стала выражаться посредством искусства в позднейшие века, и сегодня не просто утвердилась в качестве полноправного "искусства", но и пытается вытеснить всё тонкое и глубокое.

Поэтому, когда сегодня говорится о развивающей чувство ритма музыке, надо убедиться, что предлагаемое действительно является искусством, а не грубейшими формами воздействия на детское сознание и чувства. Именно детям необходимо дать примеры самого прекрасного искусства, чтобы с первых лет заложить основы тонкого восприятия не только искусства, но и человека.

(К вопросу о нечуткости уже к "ритмам" человеческого сознания можно отнести тот факт, что значительная часть талантливых детей становятся жертвами огрубения образовательной среды, что является причиной недостаточного раскрытия многих прекрасных способностей)

Если у вас есть воспитанники, чьё чувство ритма нуждается в улучшении, начните с тишины, с бесед и размышлений, с прослушивания великой музыки, выбрав ту, на которую в ребёнке (или взрослом) есть отклик. Обратите его внимание на явления истинной Красоты в жизни, в искусстве, в мыслях и поступках людей, наконец - на тихое "звучание" сердца. И очень скоро вы увидите, как "плохое чувство ритма" начинает уступать место новому восприятию жизни и её Красоты, которая столь многими сегодня не ощущается. – Во многом по причине той грубости, которая обрушивается с детства в виде громкой и грубой музыки, такой же речи и мышления окружающих взрослых. Чувство ритма непосредственно связано с чувством Красоты и пробуждается возвышенными впечатлениями.

Поэтому надо помнить, что детей, прежде, чем начинать "обучать и развивать", надо оградить от всех проявлений грубости. Тогда, может быть, собственная глубина в ребёнке станет "руководить" развёртыванием присущих потенциалов – иногда даже вопреки негодным окружающим условиям.


14 сентября 2024 года