Живая Школа


"Живая Школа"

— сайт, на котором вы сможете узнать о новой педагогике, ориентированной на духовное развитие, базирующейся на Знании основных Законов Бытия и законов психической энергии. Можно познакомиться с новой методикой музыкального образования и воспитания (развитие музыкальности, музыкального мышления, музыкально-исполнительского мастерства...), основанной на принципе развития сознания и воспитания духовных потребностей личности.

На сайте размещены только уникальные авторские тексты. Их основа – многолетняя педагогическая и творческая деятельность авторов сайта, основанная на знаниях Учения Живой Этики.

При каких условиях музыка развивает (или не развивает) интеллект ребёнка

О том, что занятия музыкой развивают мышление, известно многим. Именно этот факт служит одним из главных аргументов в пользу начального музыкального образования. Но каким образом "развивают", при каких условиях (и всегда ли), какие факторы являются ведущими в этом развитии, – немногие задумываются. И наука, несмотря на технические возможности, не слишком много света проливает на такие вопросы. Ведь возможность наблюдать реакции различных областей мозга на музыку, и даже доказательство мощного влияния на мозг и "настройку нейронной сети" (как говорит Т. Черниговская), не объясняет главное: "где" те потенциалы ума и способностей, которые проявляются, развиваются (или не проявляются и мало развиваются).

То, что потенциалы мышления – не в "материях" мозга как таковых, сегодня предполагает даже материалистичная наука. Если музыка, как доказано, способствует формированию речевых и лингвистических навыков, развивает логику и интуицию, и т.д., то необходимо изучать все факторы в комплексе, и применительно к детям разного уровня развития и разного возраста.

Следовало бы сравнить не только разницу в группах занимающихся музыкой и не занимающихся, но и разницу между теми, кто занимается искусством на основе так называемой классики, и теми, кто пользуется всем "многообразием", между теми, кого учат слышать красоту классической музыки, и теми, для кого вся "классика" – лишь средство достижения виртуозности.

Конечно, в условиях современной грубости, можно сказать, что занятия музыкой всегда благо, и всё же… Если речь вести о действительном развитии человека, развитии цельном, одухотворённом, а не только о внешних его способностях (которые далеко не всегда дадут созидательность его делам и творчеству), то надо вникать и изучать воздействие музыки основательно и детально. Может быть тогда обнаружится много "неожиданного". К примеру, если сравнить детей примерно равного уровня развития и взять за основу не разные виды искусства, а разные его уровни? (Включая сравнение обучения при помощи электроники.)

Фактом является обусловленность ряда "характеристик" ума качеством ранних впечатлений человека. Искусство благотворно влияет на сферу чувств, на формирование "вкусов" и, как следствие, на качество интеллекта, потребностей и предпочтений, на степень духовной отзывчивости (в широком смысле понятия, не в церковном).

Кстати, исцеляющая способность классической музыки тоже обусловлена "пробуждённостью" к активности некоторых скрытых потенциалов и "спящих" центров высшей нервной деятельности. Вот именно в этом суть: для того, чтобы лучшие и более высокие из возможностей человека проявились и развивались, необходимы высококачественные, возвышенного рода впечатления, особенно в детстве, особенно в раннем.

Во-первых, музыка должна быть не всякой, а талантливой и одухотворённой, во-вторых, лучше всего, если сознание будет активным в процессе взаимодействия с этой высокой действительностью (ведь музыкальное произведение есть не что иное, как выражение Действительности – того или иного уровня ритмов, вибраций, гармоний, присущих Бытию в его глубине и космичности).

В практическом плане это означает, что качество музыкальных впечатлений и качество интеллектуальной активности взаимозависимы, одно стимулирует другое и оба нуждаются в общей "вертикали" – одухотворённости. При обучении музыке учителя наблюдательные и добросовестные всегда старались включать осмысление литературных образцов, изучение разных видов искусства. Музыканты знают, что школьник-отличник скорее и качественнее освоит музыкальный инструмент, чем одарённый блестящим слухом, но не обладающий другими способностями, среди которых способность учиться как таковая (об этой важнейшей, синтетической способности вообще не принято говорить).

В искусстве возвышающее начало, одухотворённость выражены в понятии Красота (в глубоком значении этого понятия, свободном от относительности суждений и вкусов). Поэтому говорить о благе музыкальных занятий сегодня, когда "безобразие" тоже стало "формой выражения", необходимо со множеством "оговорок".

Когда исследователи фиксируют области мозга, отзывающиеся на воздействия, то это означает лишь обнаружение внешних, физических связей, и мозг, даже исследованный в миллионах своих клеток, ещё не обнаруживающих их функций, всё же ещё далеко не ум. Занятия музыкой в силу синтетичности (и необходимости работы одновременно разных нервных центров), конечно, делают ум более подвижным и, как следствие, более "творческим".

Однако, если говорить о действительных способностях и талантливой деятельности ума, то надо думать не только о подвижности, но именно об одухотворении ума, чувств и всех впечатлений ребёнка. Именно этот факт – выявления потенциала духовности – является непонятым, но, тем не менее, главным в вопросе развивающей роли занятий музыкой.

В комментариях нам писали, что без знания о строении "человека внутреннего" не обойтись в вопросах о музыке как средстве развития человека. И это верно. Но отнюдь не любители "эзотерики" (когда она понимается как нечто принципиально противоположное научному знанию), но именно развитие знания о человеке и Действительности продвинет понимание роли и возможностей искусства.

Посмотрите, насколько психология далека от понимания духовной основы человека. И музыкальная психология по-прежнему на той же "изощрённо описательной" ступени. Но мощь впечатлений именно высокого искусства является доказанным практикой фактом – от Асклепионов Древней Греции (где лечили искусством) до современных опытов лечения классической музыкой).

(Обратите внимание ещё на один факт: так называемая арт-терапия, когда под этим понимается избавление от внутренне накопленной дисгармонии путём выражения в творчестве, это совсем иного рода явление.)

Развитие при помощи искусства основано именно на возвышении мысли и воображения, говоря современным языком – на повышении вибраций психической энергии человека. Совершенная музыка есть выражение более совершенной Жизни. Являясь проводником ритмов Духовного Плана Бытия, такая музыка при её воздействии на сознание человека вызывает отклик тоже духовных "накоплений" человека.

Как много людей не ведают о своей талантливости и о "разумности" только по причине того, что их сознание погружено в обыденность. Озарённые качества ума, как и многие способности – в глубине человека, в его нераскрытой духовности – в живом, не догматичном смысле этого понятия. (Этим объясняется факт того, что нередко потрясения становятся началом проявления новых способностей человека. А учёный, играющий на скрипке и находящий "решение", достигает этого не просто "возбуждением" и сменой соответствующих центров мозга, но настраивает при помощи музыки мысль и сознание на восприятие высших уровней мысли и идей.)

Высокое искусство именно благодаря его причастности к Высшей Действительности и к жизни духа человеческого, действует "пробуждающе" и "укрепляюще" в отношении всех высших способностей в каждом человеке.

Обнаружение таких закономерностей, как отклик "высокого" в человеке в ответ на высокое искусство – факт, подтверждённый всей историей человечества. Есть даже исследования, объясняющие исторические события теми идеями, которыми насыщало современников искусство.

Конечно, всегда можно сказать, что как раз наоборот, жизнь, взгляды и ритмы современности выражаются в искусстве. Земля, и Космос, уровень одухотворённости сознаний людей, живущих в то или иное время – всё находит выражение в искусстве. Всё взаимосвязано и взаимозависимо в природе (Космосе), на Земле и в человеке, но Закон развития един: наиболее глубокое, имеющее отношение к духу и его потенциалу, выявляется под воздействием тончайших энергий и ритмов (проявленной духовности), и… поникает, от воздействия грубых ритмов, низкого уровня мысли, выраженной в жизни и особенно в искусстве (особенно в искусстве столь влиятельном – музыке, всепроникающей и "вездесущей").

Нам неизвестно, были ли сравнения результатов воздействия на детей в детских садах музыки классической и музыки "популярной". Но и без проверки понятно, что в первом случае, когда дети ограждены от повышенной громкости (всегда свойственной развлекательному искусству) и от грубых ритмов, примитивных интонаций, их развитие будет на порядки выше, особенно если с ними целенаправленно и грамотно занимаются, воспитывая их слух и мышление.

Если бы философия (как главная основа педагогики) не была в столь плачевном положении в современном Мире, то истина о том, что высокое искусство пробуждает и развивает высшие способности и наоборот (низшее – низшие), не вызывала бы сомнений и была бы реализована в повседневной практике обучения и воспитания детей.

А пока… приходится эти очевидные истины "доказывать", объясняя иногда даже в среде музыкантов, что "высокая классика" прекрасно воспринимается ("понимается") детьми и категорически не нуждается в "адаптации" (необходимо лишь думать о выборе произведений, подготовке внимания и времени). И главное, необходимы взрослые, которые сами любят прекрасное искусство.

Удачи всем, кто не ленится эти "аксиомы" объяснять, доказывать и главное – отстаивать истину о спасительной Красоте в музыке и искусстве среди множества явлений "привычного" хаоса, царящего под видом "развивающих" занятий музыкой и творчеством. –

В качестве постскриптума необходимо сказать об относительности. Поскольку потенциалы людей разнятся, то благом будут (как и во всём) различные меры в разных случаях. Но для большинства детей, приведённых в школы музыки и искусств, уже не столь "актуальна" задача развить отклик на ритм, интонацию и гармонию как таковые и "любыми" средствами (к примеру, джазовая музыка хотя и может в некоторых случаях служить средством развития интеллекта, но не для ребёнка и не для развитого подростка; а примитивные "попевки" послужат скорее "оглуплению", чем развитию детей читающих и думающих). Большинство начинающих в искусстве – дети достаточно развитые, нуждающиеся в том, чтобы их "интуиции" и в музыке, и в познании нашли опоры именно в прекрасном искусстве и существенном знании.


12 июля 2024 года