Живая Школа

На сайте "Живая Школа" вы сможете узнать о новой педагогике, ориентированной на духовное развитие, базирующейся на Знании основных Законов Бытия и законов психической энергии. Можно познакомиться с новой методикой музыкального образования и воспитания (развитие музыкальности, музыкального мышления, музыкально-исполнительского мастерства...), основанной на принципе развития сознания и воспитания духовных потребностей личности.

На сайте размещены только уникальные авторские тексты. Их основа – многолетняя педагогическая и творческая деятельность авторов сайта, основанная на знаниях Учения Живой Этики.

Как пробудить талантливость в обучении музыке и другим искусствам. Вдохновение и катарсис

Потенциал талантливости спит в большинстве людей, занимающихся искусством. Для тех, кто сомневается в этом утверждении, напомним критерии талантливого творчества в искусстве – подлинные, а не формальные.

Это проявление энергии духа, озаряющего Светом ум и чувства, освещающего все действия артиста. Это проявление психической энергии в её высоком качестве, когда она становится созвучной энергии Мира Высшего, или Красоте.

Великие философии называли эту энергию Истиной. Религия знает эту же энергию как Благодать. Психология искусства знает эту же энергию в её следствии – катарсисе. Эта энергия Истины, когда она проявлена в деятельности (музыкантов, актёров и особенно в синтетических жанрах), способна вызывать ответное "притяжение" этой энергии в душе зрителей.

Состояние яркого переживания духа, сметающего с поверхности сознания и чувств накопившуюся грубость, проявляющееся в сердце как обострённое переживание справедливости, совести, подъём героической потребности – это явление пробуждённого в зрителях потенциала духовности, переживаемого как мощное очищение. "Катарсис" – так называли это состояние, вызываемое талантливым искусством в зрителях, теоретики искусства в Античности.

Современная культура обогащена новыми знаниями об этой энергии, разлитой в природе и проявленной в сознании человека. Сегодня эту вездесущую энергию называют психической энергией – поскольку она связана с Мыслью и Духом – с сознанием.

К сожалению, для огромного большинства людей, напряжённо и творчески работающих в области искусства и обучающих искусству, это важнейшее знание о психической энергии является либо вообще не воспринимаемым, либо абстрактно-теоретическим. И поэтому множество сил тратится впустую, поэтому качество, которого добиваются на внешнем плане деятельности (внешняя виртуозность) не даёт истинного блеска ("вирту" – блеск) – то есть сияния огня, явления света из глубины духа. А зритель лишён возможности получать это чудо – катарсис.

Многие "забыли", что ценности, отвлечённой от цели озарения, просветления, искусство не имеет. Цель проявлять Энергию Истины (она же Энергия Красоты), вызывая соответствующий отклик огня духа в зрителях, – единая цель всех искусств.

Об искусстве написаны тома диссертаций, и все великие философии превознесли Красоту как высшую Идею (в Платоновском смысле как жизненную основу, как Реальность за множеством "видимостей"). И при всём этом грандиозном арсенале написанных томов практическая жизнь людей в искусстве так далека от живой действительности – в века технократизма, как никогда прежде.

Настало время воспользоваться знанием и приложить его к повседневной деятельности, тем более, что это не слишком трудно, и результаты каждого правильно применённого знания о психической энергии явят потоки истинной талантливости.

Психическая энергия в этом её высоком качестве, которое приводит к описанным явлениям талантливости, просветления и оздоровления, – это Мысль и красота. Психическая энергия – это осознанный огонь духа, или накопленной духовности.

Каждый человек имеет потенциал талантливости и потенциал духовности. Эти потенциалы различаются, но имеются в каждом – в определённой мере.

Проблема современной гуманитарной науки (и, в частности, теории искусства и педагогики искусства) состоит в том, что важнейшие реальности, на которых базируется вся деятельность в искусстве, – духовность и талантливость, – разделены. Это во-первых, а во-вторых, оба явления не обоснованы с точки зрения действительной психологии, не отвлечённо-описательной, но психологии как знании о психической энергии и её законах, её "способности" проявляться как талантливость и духовность, как озарённая мысль и пробуждающее дух творчество.

Вся практика в искусстве идёт "вразрез" с законами психической энергии, с законами проявления потенциала духовности и талантливости в человеке.

Много сказано о поверхностности и вреде чрезмерной соревновательности, фокусирующей внимание, и соответственно энергию, на поверхности – поверхности сознания и поверхности задач мастерства.

Это явления сегодня так или иначе осознаваемые, хотя и немного тех, кто старается избегать вовлечённости в эти тенденции, исчерпывающие силы детской талантливости и не питающие духовность.

Но принципы и основы воспитания талантливости – музыкальной, артистической, художественной – не осознаны и не применяются. Законы тонкой энергии – психической энергии действуют, даже будучи не осознаваемыми. Там, где талантливость и мудрость учителей "интуитивно", как это принято называть, "попадает" в русло правильного действия и где между учителем и учеником существует гармония энергии и взаимная сердечность (признанный фактор успешности обучения мастерству), там происходит некоторое "спонтанное" и неосознанное продвижение к истине в сложном деле истинного искусства. Истинного – значит, реализующего своё назначение – Пробуждающего дух энергией Красоты (энергией Истины). Но для качественного процесса необходимо знание и следование закономерностям психической энергии – закономерностям развития талантливости.

Каковы же эти закономерности и как их применить в непосредственной деятельности?

Прежде, чем перечислить несложные для понимания принципы, давайте посмотрим на эти "доказанные", а точнее, очевидные для многих следствия высокой психической энергии в искусстве – катарсис и вдохновение.

Катарсис как следствие талантливой деятельности в искусстве, то есть проявленности высокой энергии духа и красоты. Вдохновение как следствие творческого (в степени самоотверженности, что важно) напряжения и высокого уровня художественного произведения.

Таким образом, очевидны три важные основы выявления этой ценной энергии в человеке, занимающемся искусством.

1. Первое и самое очевидное  в репертуаре должны быть высокохудожественные и одухотворённые произведения, выражающие красоту и гармонию бытия на наиболее высоком уровне. Иначе говоря, это так называемые классические произведения. Классические не в историческом, но в сущностном критерии  одухотворённости и красоты, гармоничных ритмов и ясно выраженной в музыкальной ткани мысли и идеи.

Высокую энергию талантливости вызывает высокая энергия, уже воплощённая в великих творениях. Великие, гениальные формы в искусстве  это выявленный мыслью творцов огонь жизни, это Энергия Истины Бытия. Это та же энергия, которая известна в проявлениях вдохновения, озарения и очищения (катарсиса).

Люди нашего времени привыкли к имитациям во всём. Имитируется энергия в искусстве  нарочитой, акцентированной темпераментностью исполнения, не идущей из глубины человека и не соответствующей сущности исполняемых произведений, часто именно искажающих идею и образы. Это и есть преграды на пути проявления высокой сердечной энергии, это заслоны на пути развития талантливости.

2. Отсюда понимание второго принципа развития талантливости в искусстве  формирование каждого "кирпичика" в здании будущего мастерства, то есть освоение навыков на основе непосредственного сердечного восприятия и критерия. Искренность и чувство красоты – основа истинности пути в искусстве.

Чувство красоты является не просто частью потенциала талантливости, но его основою. Но оно должно быть востребовано. Современные же подходы к мастерству, наоборот, не только игнорируют тонкость восприятия образа, произведения, звука, слова, жеста (в зависимости от вида искусства), но и методично заглушают тонкие голоса красоты и совести в исполнителе.

Яркие, но грубые творческие выявления огрубляют сознание, и чуткость нервной восприимчивости, – необходимый проводник энергий духовной глубины, – перестаёт руководить действиями виртуоза. Яркость и способность впечатлить зрителя останется, но вызвать ответную реакцию духовности в зрителе  нет.

3. Чувство красоты, неотделимое от духовности в человеке (иначе оно лишь эстетство), развивается и утончается мыслью.

Высокая мысль, её вибрация – в исполнении, в претворении сценического образа, мысль сердечная и причастная огненности Идеи исполняемого творения – вот истинный "воспламенитель" сердец зрителей. Мысль высокодуховного и утончённого исполнителя зажигает сознания слушателей.

Как воспитывается такая мысль  главный рычаг появления талантливости, а также о четвёртом важнейшем принципе воспитания талантливости, связанном с идеей служения в искусстве  в наших дальнейших материалах.

Продолжение: Музыкальная мысль – это прежде всего мысль. Интуиция талантливого действия


17 апреля 2024 года