Как быстро и успешно развивать музыкальные способности? – На основе чувства красоты и мысли.
Почему вопрос развития или воспитания музыкальности остаётся для многих за пределами практической сферы в обучении музыке?
Главной причиной является "неконкретность" существенных основ музыкальности для огромного числа даже хороших учителей.
"Конкретными", легко воплощающимися, являются внешние способности, или "инструментальные" основы музыкальности – слух, чувство ритма, эмоциональная отзывчивость на музыкальный материал. Но эти безусловно важные основы не только не исчерпывают синтетическую способность – музыкальность – но являются лишь её внешними проявлениями.
Более того – развитие слуха, ритма, музыкальной памяти правильно вести именно от целостного воспитания музыкальности – основанного на чувстве красоты и возвышенном мышлении и воображении.
Практика обучения музыкальному мастерству по-прежнему идёт привычным (для уходящих веков материализма и технократизма) путём внешнего развития. И внешних же критериев музыкального развития: есть слух – музыкальность, мол, проявится и далее в таком роде.
Музыкальный слух – верный признак способностей, но, во-первых, не исчерпывает всех необходимых для талантливого исполнения качеств. Для талантливого исполнения необходима именно музыкальность, причём, именно одухотворённого типа. А во-вторых, необходимое развитие имеющихся способностей, в том числе слуха в его утончении качеств, эффективно осуществляется на целостном воспитании музыкальности ученика.
Практика доказывает, что именно подход к музыкальному развитию "со стороны" сознания ученика (то есть обращённости к его мысли, его духовности, внутреннему чувству красоты) даёт скорое развитие всех "инструментальных" способностей.
В нашей работе было немало примеров учеников, начинающих со среднего и слабого уровня развитости слуха, ритма, с малой приспособляемостью к инструменту (скрипка). Именно подход к развитию, обращённый к сознанию ученика, давал быстрый и качественный рост способностей, музыкальных и инструментальных (техника исполнения тоже развивалась до успешного уровня).
Несложное, казалось, бы правило – следовать принципу красоты и, соответственно, воспитанию нестяжательского отношения к искусству, воспитанию несущего радость чувства музыкантского служения – на удивление, медленно "приживается" в практике обучения.
Знания о законах психической энергии многим помогли бы по-новому увидеть процесс развития музыкальности и музыкальных способностей.
Что есть чувство красоты? Не безликое и формальное "эстетическое развитие", с массой необязательных методов и методик, с множеством громоздких и ненужных сегодня форм, а именно живое чувство Красоты как иммунитет к грубости и отклик на всё утончённое? – Это утончённая психическая энергия, возвышенное мышление, чуткое поведение (человеческое и музыкантское, включая талантливый выбор инструментальных действий).
Если каждое музыкальное действие объяснять ученику, исходя из чувства красоты и на нём основываясь, то слух и ритм "проявятся" быстро, даже при минимуме специальных упражнений. Почему так? – Потому что апеллируя к чувству красоты в ученике, вы "вызываете" тем самым к действию не отдельное качество, а весь синтез накопленных в его душе опытов гармонии, интуиции, мысли, чувства глубины жизни – ритмического по своей природе.
Заметим, что чувство ритма, которое, как принято считать, трудно развивается, если не проявлено сразу, как никакая иная способность нуждается в методе красоты. И мысли. Эти два начала неразделимы в человеке. Мысль и тонкость восприятия (чувство красоты) являются основой чувства ритма.
Ритм естественно развивается отнюдь не маршированием под громкую музыку (несчастных дошколят, с ранних лет приучающихся к повышенным громкостям и грубой пластике), а воспитанием в Прекрасном.
Всё это – соответствует законам истинной психологии человека, законам психической энергии.
17 апреля 2024 года