Живая Школа

На сайте "Живая Школа" вы сможете узнать о новой педагогике, ориентированной на духовное развитие, базирующейся на Знании основных Законов Бытия и законов психической энергии. Можно познакомиться с новой методикой музыкального образования и воспитания (развитие музыкальности, музыкального мышления, музыкально-исполнительского мастерства...), основанной на принципе развития сознания и воспитания духовных потребностей личности.

На сайте размещены только уникальные авторские тексты. Их основа – многолетняя педагогическая и творческая деятельность авторов сайта, основанная на знаниях Учения Живой Этики.

Психическая энергия и музыка. О тонких энергиях в музыкально-образовательном и творческом процессе. Энергетическая сущность Культуры.

«…Даже скудные физические приборы могут улавливать напряжение мысли… Научное отношение к психике облегчает и преображает всё существование» («Община», 175).

Уникальность настоящего времени – в особом напряжении психической энергии людей. Причём, векторы направленности энергий усиливают одну из противоположных тенденций меняющегося Мира. Эволюционной тенденции соответствует нарастание тонкости восприятий, понимание иерархии ценностей, искание широты сотрудничества. Противостоит Эволюции устремление к ограниченной материальности, которому соответствует нечуткость к тонким Планам, нарастающее самолюбие и конкуренция. В Учении сказано, что происходит Эволюционное смещение. В этих условиях именно внимание к качеству мыслеэнергий, широта сознания, а также чуткость к Мысли пространства, даст понимание истинной причинности происходящих событий и формирующихся течений…

Знания о тонких энергиях, составляющих сущность жизни, позволяют вывести из состояния абстракций фундаментальное для современного миропонимания понятие Культуры. А также наполнить естественнонаучным содержанием понятия утончённости, гармоничности, глубины и другие определительные, характеризующие качество в творческих видах деятельности.

Можно с уверенностью говорить, что наступило время, счастливое для честного исследования в области гуманитарного знания и творчества, долгое время находящихся в условиях некой формы интеллектуальной дискриминации, когда грубо материалистическая парадигма по сути отняла право на конкретное знание в гуманитарной сфере, начиная с философии и заканчивая практическими областями педагогики и творческой деятельности. Именно отсутствие связи с естественнонаучным знанием способствовало превращению гуманитарной сферы знания в область отвлечённости. В результате даже такие аксиоматичные основания качества, как эстетический идеал (и критерий) в искусстве, ведущая роли воспитания в обучении, «незаметно вышли из обихода». Неизученность тонких энергий стала причиной дискриминации наиболее ценных качеств творческой деятельности и утраты воспитательной функции образования.

В условиях ориентированности обучения на внешнюю результативность и при малом знании о тонких энергиях нарастает противоречие между внешними целями творческой и образовательной деятельности и задачами созидания, которые заложены в самой сущности этих занятий.

…Человечество подошло к черте, за которой либо счастливый новый век сознательности и тонкого сотрудничества человека с Природою, либо новые разрушения, причины которых коренятся в качестве и направленности мыслей. И как не понять, что мирное по виду и оригинальное по форме действие может нести в себе страшно разрушительные энергии грубого или циничного мышления. Именно творческие и образовательные процессы, в которые так или иначе вовлечены множества людей, могут, при знании о тонких энергиях, стать сферою истинного воспитания мысли.

В Учении о воспитании мышления говорится как о первоочередной задаче человечества.

«Пытаюсь приблизить вас к Беспредельности не для изысканного понятия, но чтобы внести утончение сознания. Если познанием причин мы расширяем сознание, то утончаем его познаванием качества. Это свойство и качественность мысли и чувства будет познаванием начал созидания.
Нельзя определить словами, в чём заключается высокое качество мышления, но каждый даже делающий работу, чувствует её требуемое качество. Это качество, как воздушная арфа, отзывается на поток действительности и собирает под центром «чаши» тончайшую сому познания и различения, не только по соизмеримости, но и по непреложности. Это последняя искра Истины зажигает притягательный маяк Света.
Когда так темно, подумаем о Свете!» («Беспредельность», 918).

Несогласованность психической энергии и мышления людей с Пространственной Энергией – Стихией Огня является истинной причиной множества апокалиптических явлений, которые происходят сейчас в Мире. Культура в понимании её как синтеза тончайших энергий является для человечества возможностью гармонизации воли с тонкими энергиями Пространства. Утончение мысленной энергии позволяет людям соприкасаться и сотрудничать с областью Энергий Высших.

Культура, с точки зрения психической энергии, не только является критерием качества образования, но также основой его успешности.

Современные представления о качественном образовании включают принцип воспитывающей среды. Однако для продвижения идеи воспитывающего образования необходимы представления об энергетике мысли, о качестве вибраций, о нервных центрах человека – фокусах излучения и восприятия тонких энергий.

Нет ничего эзотеричного в знании о том, что действительной силою в творчестве является качество мысли. Качество мысли является вдохновителем, качество мысли является инициирующим фактором в развитии всех способностей.

Знания о воздействии на человека вибраций, ритмов, образов зримых и воображаемых должны стать обязательной частью квалификации в области искусства. Без таких знаний тезисами о благе творческой деятельности и её свободе будут ещё долго прикрываться множество разрушительных явлений. А понятие красоты, выдворенное из области повседневной практики в искусстве, продолжит оставаться лишь декларацией, не подтверждённой деятельностью (словно проездной билет, который предъявляют при проверке и не вспоминают до следующей).

Все занятия музыкальной деятельностью, как и в любой сфере творчества, предполагают постоянные искания утончённости образов, ритмов, качества звучаний. Но чистый мотив искания, свободный от эгоизма, является той окрыляющей силой, которая одна лишь даёт творчеству качества вдохновенности, талантливости, иначе говоря, утончённости.

…Вторая половина двадцатого века в педагогике отмечена победным шествием методик быстрого развития навыков и знаний, затем умножились стремления эффективно развить все способности детей, востребовав для этой цели и потенциал художественного творчества. Двадцать первый век отметился вниманием к тонким и синтетичным качествам одарённости, и наряду с тезисом о всеобщей детской талантливости стала распространяться идея детской одарённости как проявления более высокой степени развития сознания в целом. Так, при всей поверхностности тенденций «индиго» и «дети Космоса», в их основе, хотя и замутнённое тем же честолюбием, но всё же внимание к духовной природе человека, предчувствие Синтеза.

Постепенно, а может быть, и достаточно стремительно (в условиях нарастающих напряжений) в Мир войдёт понимание того, что дальнейший прогресс основан на знании тонкой природы человека, психической и духовной, и законах взаимодействия психической энергии человека с Энергией Пространственной во множестве её качеств, обусловленных как воздействиями энергий Дальнего Космоса, так и Энергией Мысли из Высших Планов нашей планеты.

Самоограниченность науки в области тонких исследований не должна быть преградой для наблюдения, для того, чтобы находить причинно- следственные связи между проявленными энергиями творчества и их следствиями. (Одно лишь внимание к качеству «атмосферы» меняет вибрации окружающей среды, вызывает к проявлению способности детей. И наоборот, способности одухотворённых, тонких натур «запечатываются», надолго закрываются в условиях грубости мыслеэнергий).

…Скепсис в отношении применимости знаний о психической энергии в настоящих условиях ограничивает возможности искусства. Искусство в его подлинном смысле искания Красоты осталось как бы за пределами практики обучения мастерству, словно по некоему негласному соглашению, красота и одухотворённость отнесена к заоблачным высотам, под которыми одни разумеют высшие уровни мастерства, другие вовсе считают областью отвлечённого теоретизирования.

Практика обучения искусству в её каждодневности не должна быть отделена от ценностной базы культуры и её ядра – непрестанного искания тонких энергий Красоты. В противном случае формально-бюрократические тенденции, нарастающие пропорционально падению Культуры, будут продолжать своё угнетающее влияние. Опорой этих тенденций является отсутствие естественнонаучной реальности у важнейших эстетических и нравственных категорий, являющихся движущими энергиями творчества.

«Тонко», «красиво», «тепло», «сердечно», «гармонично», «осмысленно», «возвышенно»… Такими и другими определительными педагоги помогают ученику в художественном поиске… Однако в условиях абстрагированности от энергетической реальности, обозначенной эстетическими и этическими понятиями, «жёсткие» современные условия обучения (ориентированные на ускоренную и внешнюю результативность) являются поглотителями лучших человеческих сил, сужая и сферу творческих возможностей учителя, и проявление глубины деткой одарённости.

Критерии культуры неабстрактны только при условии осознания психической энергии и принятия во внимание качества энергий как критерия результативности. (Несложно применить критерий возвышенности, осмысленности, искренности, сердечности…).

Общеизвестным и доказанным является факт ускоренного развития способностей детей в культурной среде. Но проблемой в применении этого «принципа Культуры» снова является непонимание энергетического смысла явления. Культура есть излучаемые и сохраняемые тончайшие энергии идей, мыслей, возвышенных восприятий. Среда Культуры формируется отношением к её ценностям, а также глубиной и честностью мышления. Эти, казалось бы, трюизмы, по-прежнему не усвоены именно там, где они суть и основа, и успех, и будущее – в сфере образования и творчества.

На пути одухотворения образовательного процесса стоит техногенный псевдоидеал качества как суммы компетенций, вне связи с качеством сознания, психической энергии человека.

Когда утверждается необходимость почитания учителя (именно почитания, а не просто уважения, которого всё меньше в образовательных учреждениях), то закономерно утверждается ценность той незаменимой вибрации, отсутствие которой сводит к нулю все внешние достижения учеников.

…Не стало ещё нормой, даже в творческой деятельности, внимание к качеству энергий, качеству мысли, содержанию мысли. До сих пор даже наиболее образованные люди находят противоречия между свободою творчества и требованием культуры, понимая под качеством только внешние его признаки.

Множество «очевидных», известных явлений оказываются не применёнными, существующими как бы вне конкретики, вне практики – абстрактно: постоянность процесса излучения мысли, энергии мотивов и устремлений, непрестанно окрашивающие исполнение музыки, образующие «атмосферу» каждого творческого действия.

Нельзя не вспомнить, что Уходящая Эпоха «закономерно» (в силу сгущения сопротивляющихся смещению энергий) в конце своём особенно акцентирует этакую небрежность к явлениям наиболее важным, существенным, хотя и наименее зримым. Казалось бы, музыка – искусство звука – устремляет внимание к качеству энергий наиболее мощно. Но и здесь поверхностно эмоциональное начало часто заменяет мысль, как будто бы исполнители и слушатели сговорились таким способом яростно закрываться от Действительности, от того, что существует, пробуждает совесть, взывает к сознательности… Так уходит Эпоха человеческой самоограниченности, заставляя множества людей, сопротивляясь новой реальности, концентрировать сознание на самой поверхности жизни, старательно заставляя себя и других не слышать Жизнь…

Но входит в свои права Новая Эпоха, в которой тонкость чувств, искание глубины и внимание к энергиям Мысли является главным во всём.

Что же необходимо для того, чтобы явление очищения и умножения тонких энергий – действительной красоты, а не её имитаций – стало более очевидным и сознательным? – Необходимо знание о наполненности Пространства, исполненном тонких звучаний и непрестанно «реагирующем» на все тоны и токи человеческих излучений.

Сознание отсутствия пустоты отличает человека Новой Эпохи. Но прежде чем говорить о развитии тонкости творческих восприятий, принимая в сознание наличие Тонкого плана, необходимо утвердиться на аксиоме стремления к Прекрасному, по крайней мере, в отношении художественного репертуара и трактовок. Только осознание необходимости защиты наиболее прекрасных образов и форм поможет не заблудиться в явлениях творчества. Сколько прекрасных классических произведений (это особенно заметно в области театрального искусства, но не менее в музыкально-исполнительском) искалечено «оригинальными трактовками» и мотивом привлечь внимание зрителя, слушателя ценой эффектности в ущерб красоте.

Но аксиома стремления к наиболее прекрасным выражениям приобретает убедительность лишь на основе знания о тонких энергиях, о силе их незримого воздействия на человека и на основе сознательно развивающейся чувствительности. Знания об энергиях Тонкого и Высшего Миров, являющихся основою целенаправленного развития чуткости. Каждый занимающийся творчеством, каждый обучающийся и обучающий искусству должен знать, что человек своими мыслями и действиями либо даёт возможность доступа тончайшим благодатным вибрациям – прекрасному целительному и просветляющему Огню, либо, утверждая грубые ритмы и тяжёлые вибрации, закрывает входы прекрасным возможностям.

Понятие служения Красоте является возвышенной формой выражения смысла всякого искусства и целью любого творческого процесса, если он не направлен ко злу.

«…Уявление Прекрасного в различных областях часто считается не только ненужным, но даже несвоевременным…
…Но какой труд предполагается, если он не будет прекрасным? Какое знание может жить, если не включает в себе Прекрасного? …каждая крупица прекрасного уже делает человека сотрудником Высших Сил» («Надземное», 783).

…Каждый день имеет свою особенную энергетику – Пространство насыщено токами мировых событий, и множество близких и дальних воздействий, нередко очень тягостных и подавляющих, оказывают своё воздействие на человека. Осознание «объективности» человеческих реакций, их обусловленности пространственными воздействиями, поможет выбрать и соответствующую степень интенсивности работы, направленности задач.

…Работа над музыкальным произведением в классе, сценическое исполнение – эта область полностью обусловлена состоянием психической энергии участников творческого процесса. Все знания практической музыкальной психологии будут неполными без понимания психической энергии и тонких энергий, объясняющих множество привходящих условий в творчестве.

Взаимодействие психической энергии исполнителя с энергиями пространства, взаимодействие энергии исполнителя с энергией слушательской аудитории. Так чуткий исполнитель, не обязательно начинающий, оказывается скованным на сцене не только по ряду причин субъективного характера, известных педагогам и психологам, но и по причине объективно-энергетической. Такой причиной может стать, к примеру, недоброжелательная слушательская реакция, или внезапный отток психической энергии по пространственным причинам.

Может показаться кому-то несущественным указание на такие факторы, по причине их привычности, многообразия и неповторяемости. Однако область творческого процесса полна этих незримых и неосмысленных воздействий, которые в неудаче привычно обобщаются обыденным: «не то состояние», «не тот день», в удаче – «неожиданное вдохновение»… Но для познания закономерностей творческого процесса, всегда открытого множеству разноплановых энергий, и для совершенствования условий творчества (равно, как и всей жизни в целом) именно важно внимание ко всем тонким ощущениям и стремление понять все явления в их энергетической причинности и взаимосвязанности.

Именно то, что принято относить к области «подсознательного» или «сверхсознательного» на самом деле является неосознанным потенциалом творчества и целью познания. Вся область творчества базируется на явлении энергий.

Не прервать и не усложнить условия действия, в то же время применить всю чуткость в действии – будет путём культуры и путём познания тонких энергий, которые постоянно воздействуют, постоянно продуцируются человеком, и должны стать фактом осознанности.

Если сказанное в отношении Пространства и его воздействий на сознание для многих будет звучать отвлечённо, то взаимодействие психическое учителя и ученика, пожалуй, наиболее известное проявление фактора психической энергии в образовании и воспитании. Согласованность – гармония психической энергии – часто основная причина успеха или неудачи в обучении искусству.

В детях духовно развитых, с утончённой энергией, причиной подавления слуховых способностей и мышления могут быть вибрации тяжёлых мыслей, примитивных творческих идей и образов.

Воздействие психической энергии очень недооценено в музыкальном образовании. При том, что хорошо известной истиной является факт невербальной передачи знания, мало понимания, насколько весь процесс развития способностей ученика обусловлен качеством энергий всей школьной среды, не только мастерством учителей, но и качеством их мышления, мировосприятия.

Мир подошёл к границе понимания Тонкой реальности, осознания её основного, решающего воздействия на качество всех явлений и процессов.

Чтобы понимать, какие формы будут наиболее соответствующими данному моменту времени или данному ученику, надо осознавать эту тонкую реальность, иначе множество несоответствий будут продолжать разрушать лучшие человеческие возможности.

То, что называется одухотворением процесса образования – это конкретные усилия искания и сохранения всех явлений возвышенного и тонкого. Это поиск гармонии, красоты и целесообразности во всём.

Просвещение о психической энергии как основе проявления всех способностей и становления творческих возможностей, о тонких энергиях, наполняющих пространство и постоянно влияющих на человека, позволит наполнить конкретикой важнейшие эстетические и этические принципы, которые становятся предметной, рабочей реальностью не только для отдельных высококультурных людей, но для множеств, для которых пока это всего лишь философские абстракции, не имеющие отношения к повседневной работе.

(На основании многолетнего опыта нашей работы с учениками, снова утверждаем, что один лишь только принцип «найти наиболее возвышенный образ» (в трактовке музыкального произведения, в интонировании) приводит к активизации слухового потенциала и музыкальности ученика, а также к избавлению от проблем излишнего сценического волнения. А в совокупности с просвещением о пространственном значении музыки и искренних исканий, даёт развитие исполнительской музыкальности учеников даже в случаях изначально скромных проявлений способностей).

Мир «плоскостной» деятельности уходит навсегда, уступая дорогу Миру тонкого мироощущения и соответствующего ему искусства.

Просвещение в области искусства обязательно должно включать объяснение энергетической сущности всех эстетических категорий, всех критериев ценности в искусстве.

Уже наступило предсказанное неоднократно время, когда искание утончённых энергий является не просто чьим-то желанием, но необходимостью выживания человечества, единственным способом одолеть отравленность физических и психических слоёв Атмосферы. Искусство в этих условиях снова, как в лучших Эпохах расцвета, должно стать для многих людей наиболее близким путём развития высших человеческих способностей и средством утончения всей жизни.

Сколько раз каждый слышал и произносил фразу о музыке как красоте и о развивающей ценности музыкальных занятий. Скажем ещё раз, школы искусств, истинно, должны стать местом, где находят укрепление все возвышенные устремления детей. Пусть каждый, от своего уровня утвердится на процессе искания. Вне осознанного искания хаос и грубость постоянно будут служить тушителями огней. Скажут, мол, не хаос, но разноголосица звуков и творческих исканий – школа музыки. Однако, только искания мысли, утончённых её выражений служат гармонизаторами среды.

Звук – носитель энергии, лишь направленность мысли делает разноголосицу ученических опытов явлением созидательным. Пусть соревнование из области технических навыков искусства переместится в область искания и привнесения тонкости в творческий процесс. Одна лишь мысль о таком устремлении уже меняет вибрации окружающей среды. А как изменится мир творчества, если искание станет общим. Само явление соревновательности преобразуется тогда в настоящее, а не декларируемое сотрудничество, ибо лишь практика искания тонкости и глубины может преобразовать грубое в тонкое, а тонкое в тончайшее, отменяя соревновательность как явление грубых вибраций в пространстве творческих действий. Вне искания тонких энергий, так и будем пребывать в активной грубости, декларируя истину об искусстве, дарующем свет и красоту.

Прекрасное искусство, будучи прекрасным само в себе, то есть обладая потенциалом Красоты, имея в себе красоту как свою целенаправленность и свою коренную идею, нуждается для реализации этого потенциала в утончённой психической энергии человека. Все потенциалы искусства, от его идей до его исполнительских интерпретаций, нуждаются в утончённых энергиях человеческой мысли. Когда сказано: «сознание Красоты спасёт», то сказано о необходимости тонких энергий мышления и воли – психической энергии человека. Лишь объединение потенциала культуры, потенциала высокого искусства с утончённостью человеческих действий, внутренних и внешних, даст то спасительное явление обновлённой жизни.

Нет ничего сложного или отвлечённого в знании о тонких энергиях. Каждое мгновение жизни взрослый человек и ребёнок имеют возможность проявлять чуткость в своих восприятиях и действиях. Не будет преувеличением сказать, что главной задачей художественных и творческих детских учреждений является воспитание этой чуткости. Однако очень часто стремления развить те или иные способности и продемонстрировать умения детей заслоняют эту главную задачу.

(Один из множества примеров: много споров о применимости музыкальных синтезаторов. Знание о психоэнергетическом качестве звука, понимание направления развития слуха как психического утончения поможет правильно понять значение технических устройств в принципе. Их место должно быть определено как вспомогательное и применение минимизировано. Роль технических приспособлений надо понять, исходя из их сущности – замены не развитых ещё способностей человека. Путь музыкального развития – это путь психического утончения).

Ко многим явлениям настолько привыкли, что их не пытаются изменить. Так в детских учреждениях стали привычными и кажутся неизменными повышенные громкости, хаотичность, считающаяся естественным проявлением детской свободы и активности. Однако истина в том, что согласовать свободу и культуру не удаётся взрослым, дающим пример поверхностной активности. Сколько внешней яркости, результат которой – подавление мышления. Грубость детской активности нередко инициируется и поддерживается непродуманными действиями взрослых, не считающих необходимостью утончение внимания малышей, уже приступивших к обучению. Именно в детских садах и дошкольных развивающих занятиях дети часто привыкают к повышенной громкости звука, грубости звучаний, ритмов и движений, в то время как именно младший возраст требует бережности в отношении развивающейся нервной системы. А подрастающий ребёнок должен получать представления и знания о гармонии.

«Телодвижения человека должны быть осмыслены. Нужно воспитывать детей не только гимнастике, не только ритму, но смыслу экономии движений. Когда люди поймут Мир Огненный и излучения, они не будут бессмысленно махать руками и ногами, трясти головой и качаться без нужды. Если бы они представили свое аурическое яйцо, они не стали бы беспорядочно нарушать его ненужными колебаниями. Когда люди представят себе как бы огненный круг во яву около себя, они не будут бессмысленно прожигать руку свою. Особенно не простительны, так называемые, нервные движения. Именно, они показывают всю недисциплинированность воли. Каждый врач должен следить за такими привычками пациентов. Много заболеваний можно определить одними движениями человека. Можно излечить его от самых отвратительных привычек, наблюдая эти движения и показывая их вредность для тонкого тела. Так врач может проявить самую полезную деятельность и без физических лекарств» («Мир Огненный» II, 196).

Истину о том, что искусство есть искание Красоты, следует осуществлять вниманием к каждому действию уже с первых уроков обучения искусству с самыми маленькими учениками. Не следует откладывать чуткость, но именно утвердиться на одушевлённости, «отеплённости» каждого звука и каждого действия с самого начала.

Только постоянным вниманием к энергиям можно продвинуться в настоящем мастерстве, именно в том, которое в один из периодов расцвета цивилизации называла «мусическим искусством» великая Античная мудрость.

Красота как единая цель всех искусств не может быть отвлечённостью, теоретической областью. Но должна войти в практику вниманием к качеству как энергиям, образующимся в каждый момент творческого действия. Само понятие красоты есть указание на область тончайших энергий, более утончённых форм, искание которых и является смыслом искусства.

Когда говорится, что подлинное искусство всегда обращено к Миру Высшему, то имеется в виду необходимость искания утончённости качества всех энергий, соответствующих Миру Незримому и достигающих области Света – Источника всех прекрасных вдохновений.


04 июля 2022 года