Живая Школа


"Живая Школа"

— сайт, на котором вы сможете узнать о новой педагогике, ориентированной на духовное развитие, базирующейся на Знании основных Законов Бытия и законов психической энергии. Можно познакомиться с новой методикой музыкального образования и воспитания (развитие музыкальности, музыкального мышления, музыкально-исполнительского мастерства...), основанной на принципе развития сознания и воспитания духовных потребностей личности.

На сайте размещены только уникальные авторские тексты. Их основа – многолетняя педагогическая и творческая деятельность авторов сайта, основанная на знаниях Учения Живой Этики.

Почему "талант" есть, а желания реализовывать нет. Ранняя специализация: благо или вред

В условиях современности, когда всё "дышит" конкуренцией и ускоряется в достижении всё более "блестящих" успехов, многие стремятся как можно раньше "специализировать" своих детей, часто решая за них, какую профессию избрать. Специфика занятий музыкой и без того очень рано включает детей в настоящий "взрослый" труд, в том смысле, что уже от маленького ребёнка требуется по-настоящему серьёзное отношение к учебному труду. Что как таковое неплохо, и занимающиеся с раннего детства музыкой, как правило, прекрасно учатся и в школе, имея навыки внимания и сосредоточения.

Однако вместе со всеми плюсами раннего и серьёзного обучения искусству, нельзя забывать о главном. А что главное?

Может показаться, что говорим о том, что ребёнок должен сам выбирать, а ранняя специализация часто лишает этого выбора, или о том, что "у ребёнка должно быть детство". Всё это, как говорится, и так, и не так. Особенно, по поводу якобы "отнятого детства". – Культурная среда ребёнка – это и ранний интерес к познанию, что не "лишает" детства, но именно служит умножению радости и интереса, поскольку открывает новые возможности миропознания. Гармоничное развитие, если удаётся обеспечить такие условия – благо.

Другое дело, что чувствовать "чистую ноту" этой гармонии могут не все. Причина детских мучений, проблемы "вундеркиндов" коренятся в "негармоничности" окружающих взрослых. Ребёнок, даже одарённый, чаще всего не готов вкладывать то количество труда, которое необходимо, чтобы техническая база ("школа") сформировалась вовремя; его убеждают, принуждают (уговаривая его и себя), что "это необходимо для его будущего".

Любой ответ на тему "хорошо или плохо" рано нацеливать ребёнка на профессию, даже при "очевидности" дарований, достаточно уязвим, и любая точка зрения может быть "подкреплена" множеством примеров "за и против": кто-то "упустив время", не достиг "звёздного" уровня исполнительства, а кто-то, наоборот, "всего достиг", но понял, что не этим следовало бы заниматься, но… Кто-то начал позже, "зато сознательнее, самостоятельнее и развился более гармонично", и т.д., и т.п.

Предлагаем читателям не ответ на вопрос, хорошо или нехорошо рано специализировать ребёнка (когда он сам ещё не очень понимает, что для него более интересно и более важно), а ракурс, который редко имеется в виду, но который может помочь взрослым лучше понять ту меру, в которой следует настаивать в отношении "реализации" способностей, кажущихся столь очевидными и яркими.

Подумаем о множестве воплощений каждого человека – в прошлом и будущем

В связи с этим можно понять, что "развитие" – это процесс, касающийся не только личности человека, но и человека как бессмертной индивидуальности, которая воплощается, сохраняя в бессмертном духе своём все лучшие качества и лучшие способности (именно духовную сущность способностей, поскольку есть и физические, наследственные свойства, от которых тоже зависит реализация внутреннего потенциала).

Нередко учителя сталкиваются с явлением очень одарённых музыкально детей, которые категорически не желают при этом заниматься музыкой, даже начинать не хотят. Таких детей чаще всего приводят родители-музыканты, видя незаурядность потенциала и недоумевая, почему ребёнок не имеет соответствующей потребности.

Вопрос не столько к педагогике (оставим в стороне все кажущиеся очевидными причины таких явлений, вроде "взрослые отбили охоту", "время не пришло" и т.п.), а к психологии, причём, духовной психологии:

Почему часто человек, будь то ребёнок или взрослый, не стремится реализовывать свои наиболее яркие дарования (выбрать соответствующую профессию)? Музыка только пример, это касается любой сферы, включая науку, философию, литературу, инженерное дело и т.п.

Думается, наши читатели имеют такие примеры, либо в своём окружении, либо в своём собственном внутреннем опыте, поскольку совсем нередки случаи: талант очевиден, а влечёт к другим сферам…

Можно в таких случаях предположить, что духовное чувство человека, так называемая интуиция, ведёт его путём "добавления" к имеющимся потенциалам новых качеств, выявления новых "огней".

Иное воплощение – усиление дарования, и тогда можно видеть довольно явную тягу к деятельности, соответствующей дарованию, и путь тогда складывается гармонично, даже, когда взрослые "пережимают", видя, что детская "леность" к организованным занятиям всё же "согрета" огнём неподдельного интереса (к музыке, например).

Другой случай – кажущийся "разброс" интересов, что может означать общую творческую одарённость. А творческий синтез имеет более трудные пути реализации, "не укладываясь" в одну специальность (если, конечно, речь не идёт об обычном недостатке трудолюбия).

Стремление человека к интересующей его, при этом более трудной для него, области может означать, что дух стремится овладеть новыми качествами или выйти на новый уровень одухотворения своих сил и способностей.

Жизнь глубока, истинный, внутренний человек сложнее, чем все вместе взятые современные знания педагогики и психологии. (Наверное, нас кто-то может упрекнуть в "неконкретности", поэтому заранее говорим, что предлагаем размышлять, углубляя знания, а не искать общие рецепты. Время единых для всех "рецептов" и методик ускоренного развития проходит, и это хорошо для всех действительно одарённых людей.)

Новая Эпоха "взывает" к "человеку духовному" – к одухотворённому разуму, к одухотворённым, не поверхностным способностям, к чувству смысла бытия и взгляду, устремлённому ввысь и вдаль.

Будем помнить, что каждый человек гораздо глубже (и шире) любой из профессий (настоящее дарование поэтому часто трудно "вписывается" в существующие системы обучения). Более того, сферы деятельности "земные" (то есть ограниченные современным уровнем знания и формами, во многом устаревшими) – лишь очень "уплощённые" (плоские) формы того объёмного, открытого Космосу творчества, к которому способен человек в духе.

Так, известно, что в Тонком мире даже очень талантливые музыканты удивляются, насколько их творения мало соответствуют звучаниям в Духовном Мире и "звучаниям" (ритмам и гармониям) Космоса.

Каков же вывод из знаний о том, что человек глубок в своём опыте многих воплощений и в своих задачах служения благу, красоте, знанию? – Воспитывать (при этом внимательно прислушиваясь к "звучанию" сущности сознания) не менее важно, чем обучать. Воспитывать бережно и одухотворённо, обучая Красоте и давая основы знаний о Жизни, в которой каждый человек рождается не для того чтобы опередить других в овладении наибольшими благами мира сего, а для того, чтобы привнести в жизнь нечто важное, что необходимо людям. "Искать себя" – необходимо не только на пути реализации имеющихся способностей как таковых, но в понимании всей глубины предназначения жизни.

"…Рассудок и ум специальный суть углы будущего дома. Человек, имеющий специальный ум, готовить может себе блестящее будущее, но он будет воплощаться, пока ум не потеряет специальность. Когда интеллект теряет специальность, он уже мудр. Каждая специальность предназначена для условий земли.

Даже известный вам композитор поражён, насколько его симфонии не отвечают симфониям сфер…" ("Агни-Йога", 508).


01 октября 2024 года